2019 год
Утвержден
протоколом заседания
Общественного совета
муниципального образования
города Чебоксары
от 09.10.2020 №5
Доклад
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
в администрации города Чебоксары
(антимонопольном комплаенсе) за 2019 год
- Общие положения
Президентом Российской Федерации 21.12.2017 г. подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ).
Задачами Указа, в том числе и ключевыми показателями являются:
- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;
- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.
Для достижения указанных задач Указом утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, в котором правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности, также пунктом 3 рекомендовано органам местного самоуправления обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Во исполнение п. 3 Указа в администрации города Чебоксары постановлением администрации города Чебоксары от 13.05.2019 № 982 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации города Чебоксары (антимонопольном комплаенсе)» (далее - Постановление № 982) создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Антимонопольный комплаенс).
Постановление № 982, в соответствии с которым в администрации города Чебоксары реализуется антимонопольный комплаенс, разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р.
В соответствии с Положением об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации города Чебоксары, утвержденным постановлением № 982 (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе), функции уполномоченного органа распределены между отделом экономики, прогнозирования и социально-экономического развития, правовым управлением и отделом муниципальной службы и кадров администрации города Чебоксары (далее - Уполномоченные подразделения).
Функции по оценке эффективности организации и функционирования в администрации антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом – Общественным советом муниципального образования города Чебоксары, состав и положение о которой утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 № 1010 «О Положении об Общественном совете муниципального образования города Чебоксары», решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 01.03.2018 № 1109 «О составе Общественного совета муниципального образования города Чебоксары».
В целях обеспечения открытости и доступа к информации функционирования в администрации города Чебоксары антимонопольного комплаенса на официальном сайте администрации города Чебоксары в сети «Интернет» создан раздел «Антимонопольный комплаенс».
- Информация о проведенных мероприятиях
по внедрению антимонопольного комплаенса
в администрации города Чебоксары
В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в администрации города Чебоксары уполномоченными подразделениями проводились ряд мероприятий.
2.1.Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации города Чебоксары за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
Во исполнение п.п «а» п. 3.2. Положения об антимонопольном комплаенсе уполномоченными подразделениями проведен сбор и анализ информации о наличии нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации города Чебоксары за предыдущие три года (2016, 2017, 2018 г.г.)
По результатам проведенного анализа установлено следующее:
- рассмотрения дел по вопросам применения и возможного нарушения администрацией города Чебоксары норм антимонопольного законодательства в судебных инстанциях не осуществлялось;
- нормативные правовые акты администрации, в которых УФАС России по Чувашской Республике – Чувашии выявлены нарушения антимонопольного законодательства в указанный период, в администрации город Чебоксары отсутствуют;
- в связи с выявленными нарушениями антимонопольного законодательства за период 2016 - 2018 г.г. в администрацию города Чебоксары УФАС по Чувашской Республике - Чувашии было направлено 8 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении администрации города Чебоксары УФАС по Чувашской Республике - Чувашии в 2017 году было вынесено решение от 15.09.2017 (признано нарушение п. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции), в 2018 году вынесено решение от 03.07.2018 (признано нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции), от 12.03.2018 (признано нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
2.2. Анализ действующих нормативных правовых актов администрации города Чебоксары на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
Во исполнение п.п «б» п. 3.2. Положения об антимонопольном комплаенсе, а также в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства и проведения анализа нормативных правовых актов администрации города Чебоксары на соответствие их антимонопольному законодательству сформирован Перечень действующих нормативных правовых актов администрации города Чебоксары за отчетный 2018 год (далее – Перечень), размещенный на официальном сайте города Чебоксары в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный комплаенс».
Замечания и предложения по Перечню действующих нормативных правовых актов (далее - НПА) администрации города Чебоксары на предмет их влияния на конкуренцию принимались по размещенной форме в срок до 12.09.2019 года.
По итогам проведенного анализа действующих НПА уполномоченными подразделениями сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству.
2.3. Анализ проектов нормативных правовых актов администрации города Чебоксары на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
В целях обеспечения проведения анализа проектов НПА администрации города Чебоксары в соответствии с п.п. «в» п. 3.2. Положения об антимонопольном комплаенсе размещаются на официальном сайте администрации города Чебоксары в сети «Интернет» в подразделе «Проекты нормативно-правовых актов» раздела «Найти документ».
Замечания и предложения по проектам НПА администрации города Чебоксары на предмет их влияния на конкуренцию принимались в течении периода, указанного в уведомлении, за период 2019 год замечания и предложения по проектам НПА не поступали, в связи с этим уполномоченными подразделениями сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству.
2.4. Мониторинг и анализ практики антимонопольного законодательства администрацией города Чебоксары.
В рамках анализа антимонопольного законодательства проведен мониторинг (обзор) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно статей, касающихся деятельности органов местного самоуправления:
- ст. 15. «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия)»;
- ст. 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия»;
- ст. 17 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений»;
- ст. 17.1. «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества»;
- ст. 18. «Особенности заключения договоров с финансовыми организациями»;
- ст. 18.1. «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства»;
- ст. 19. «Государственные и муниципальные преференции»;
- ст. 20. «Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции»;
- ст. 21. «Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции».
Проведен обзор судебной практики по вопросам, связанным: с применением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с применением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Осуществлен мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, а именно рассмотрены и учтены в работе типовые случаи нарушения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы (рекомендации ФАС России).
Проанализированы вероятные условия возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства: недостаточно четкая регламентация порядка и сроков принятия решений (осуществления действий); единоличность принимаемых должностным лицом органа местного самоуправления решений, закрытость принятия властных и управленческих решений; закрытость процедур (не размещение в открытом доступе информации о принятых решениях, актах); низкая профессиональная подготовка сотрудников; отсутствие (недостаточность) разъяснений контролирующих органов судебной практики; неопределенность норм действующего законодательства, либо их отсутствие, неверное толкование; низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц; личная заинтересованность (конфликт интересов).
2.5.Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в администрации города Чебоксары.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями в 2019 году осуществлен ряд мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, а именно:
- запрошены предложения от структурных подразделений администрации города Чебоксары о наиболее вероятных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны администрации города Чебоксары;
- проведена оценка поступивших предложений структурных подразделений администрации города Чебоксары с учетом ряда показателей (отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности администрации города Чебоксары по развитию конкуренции: выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства; привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц администрации или в виде дисквалификации.)
- проведены рабочие совещания с уполномоченными подразделениями с целью обсуждения и анализа результатов проводимой работы по выявлению комплаенс-рисков.
По результатам проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями составлена Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства (компаленс – рисков) администрации города Чебоксары на 2019 год и утверждена распоряжением администрации города Чебоксары от 16.07.2019 № 284-р, которая также размещена на официальном сайте администрации города Чебоксары в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный комплаенс».
2.6. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями на основе Карты рисков разработан План мероприятий (дорожная карта) по снижению компаленс-рисков в администрации города Чебоксары, который утвержден постановлением администрации города Чебоксары от 18.11.2019 № 2811 (далее – План мероприятий).
План мероприятий размещен на официальном сайте администрации города Чебоксары в сети «Интернет» в разделе «Антимонопольный комплаенс».
Информация о достижении мер, установленных в Плане мероприятий по итогам за 2019 год, будет включена в доклад об антимонопольном комплаенсе в 2020 году.
Уполномоченным подразделением (Отделом по муниципальной службе и кадров) в 2019 г. осуществлено ознакомление муниципальных служащих администрации города Чебоксары с постановлением администрации города Чебоксары от 13.05.2019 № 982 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации города Чебоксары (антимонопольном комплаенсе)». Также организована работа по ознакомлению граждан Российской Федерации с постановлением № 982 при поступлении на муниципальную службу.
Внесены изменения в положения об отделах, комитетах, управлениях и территориальных органах администрации города Чебоксары о содействии развитию конкуренции в установленной сфере деятельности и утверждены изменения в действующие 17 положений.
Продолжается работа по внесению в должностные инструкции муниципальных служащих администрации города Чебоксары соответствующих изменений о требовании знания и соблюдения антимонопольного законодательства, с которыми они ознакомлены под роспись.
Проводились обучающиеся семинары по антимонопольному комплаенсу в Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 10) - 06.02.2019 г., в УФАС России по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский проспект, д. 2) – 14.03.2019 г., в Учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы (Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 24) – 19.03.2019 г. по программе «Внедрение антимонопольного комплаенса исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».
В целях исключения положений, противоречащих нормам антимонопольного законодательства на стадии разработки проектов НПА, договоров, соглашений, уполномоченными подразделениями (правовым управлением) на постоянной основе проводится правовая экспертиза перечисленных актов, подготовленных структурными подразделениями, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации города Чебоксары.
2.7. Оценка эффективности функционирования в администрации города Чебоксары антимонопольного комплаенса.
Во исполнение раздела VI Положения об антимонопольном комплаенсе, администрацией города Чебоксары принято распоряжение № 283-р «Об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в администрации города Чебоксары» (далее – Распоряжение № 283-р).
Согласно Методике, являющейся приложением № 1 к распоряжению № 283-р, ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в администрации города Чебоксары являются:
Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны администрации города Чебоксары (по сравнению с 2017 годом);
доля проектов нормативных правовых актов администрации города Чебоксары (за исключением проектов нормативных правовых актов администрации города Чебоксары о бюджете города Чебоксары на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета города Чебоксары за отчетный финансовый год), в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
доля нормативных правовых актов администрации города Чебоксары (за исключением проектов нормативных правовых актов администрации города Чебоксары о бюджете города Чебоксары на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении бюджета города Чебоксары за отчетный финансовый год), в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
доля муниципальных служащих администрации города Чебоксары, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса по итогам за 2019 год будет включена в доклад об антимонопольном комплаенсе в 2020 году.
Выводы:
В настоящее время в администрации города Чебоксары осуществлено внедрение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
Разработаны нормативные правовые акты администрации города Чебоксары в сфере антимонопольного комплаенса, создан раздел «Антимонопольный комплаенс» на официальном сайте администрации города Чебоксары в сети «Интернет».
Урегулировано взаимодействие между структурными подразделениями, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации города Чебоксары по вопросам организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и внедрения антимонопольного комплаенса.
Осуществлено ознакомление муниципальных служащих администрации города Чебоксары с антимонопольным комплаенсом, также организовано обучение и повышение квалификации муниципальных служащих администрации города Чебоксары по антимонопольному комплаенсу.
Проведена оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, по результатам которой составлена Карта комплаенс-рисков администрации города Чебоксары.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков в администрации города Чебоксары на 2020 год.