О муниципальном докладе о занятости населения в г.Чебоксары в 2004 году
В целях осуществления государственной политики занятости населения в городе Чебоксары
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить прилагаемый муниципальный доклад о занятости населения в г. Чебоксары в 2004 году.
2. Главам администраций районов города Чебоксары, начальникам управлений и отделов администрации города Чебоксары принять меры по реализации задач на 2005 год в области занятости населения, изложенные в муниципальном докладе, обеспечив взаимодействие с государственным учреждением Центр занятости населения города Чебоксары.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Чебоксары Ялуткина В.И.
Глава администрации г Чебоксары
Н.И.Емельянов
УТВЕРЖДЕН
постановлением главы
администрации г. Чебоксары
от 04.05.2005г. № 149
Муниципальный доклад
о занятости населения
в г. Чебоксары в 2004 году
Введение
Раздел I. Развитие системы муниципального управления занятостью населения.
Раздел II. Ситуация на регистрируемом рынке труда.
Раздел III. Реализация мероприятий по содействию занятости населения
3.1. Формирование и использование банка данных свободных рабочих мест (должностей)
3.2. Работа в условиях массового высвобождения рабочей силы
3.3. Организация общественных работ
3.4. Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите
3.5. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
3.6. Оказание содействия самозанятости
3.7. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
3.8. Профессиональное обучение безработных граждан
3.9. Профессиональная ориентация
3.10. Территориальная мобильность рабочей силы
3.11. Социальная поддержка безработных граждан (выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты)
Раздел IV. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
Раздел V. Задачи по улучшению ситуации на рынке труда на 2005 год
Введение
Подготовка муниципального доклада о занятости населения занимает важное место в общей оценке состояния занятости населения в городе, тенденций развития занятости населения и рынка труда в целом. По материалам представленных докладов совершенствуется политика в сфере содействия занятости, регулируется деятельность органов местного самоуправления, объединений профессиональных союзов, работодателей, предпринимателей.
Муниципальный доклад о состоянии занятости населения в городе Чебоксары за 2004 год подготовлен Чебоксарским городским координационным комитетом содействия занятости населения на основе данных отдела экономики, прогнозирования и социально-экономического развития администрации города Чебоксары, а также результатов работы государственного учреждения Центр занятости населения города Чебоксары, учреждений профессионального образования города и работодателей. В нем проанализированы деятельность органов местного самоуправления, других участников рынка труда по реализации основных мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2004 год, утвержденных постановлением главы администрации от18 апреля 2004 года №45.
Настоящий муниципальный доклад состоит из 5 разделов.
Раздел I анализирует состояние муниципальной системы управления занятостью населения. В истекшем году продолжена работа по совершенствованию деятельности и эффективности управления кадровых служб в организациях города. Реализовывались основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в городе Чебоксары на 2004 год. Более эффективной стала работа Чебоксарского городского комитета содействия занятости населения. В городе проводились различные мероприятия, способствующие расширению занятости населения: ярмарки вакантных рабочих мест (должностей), совещания с работодателями и учреждениями профессионального образования по реализации активной политики занятости и др.
Раздел II отражает состояние регистрируемого рынка труда в городе, которое характеризуется позитивными результатами по ряду показателей. В 2004 году за счет увеличения общего числа вакантных рабочих мест в организациях города снизился коэффициент напряженности на одну вакансию с 1,5 до 1,2, сократилась средняя продолжительность периода безработицы на 0,7 месяца и составила 4,1 месяца.
Раздел III информирует о деятельности государственного учреждения Центр занятости населения города Чебоксары, работодателей и учреждений профессионального образования по содействию занятости безработного населения в 2004 году. Все мероприятия по содействию занятости населения, намеченные к исполнению в 2004 году, выполнены в полном объеме.
Раздел IV представляет информацию о выделенных финансовых средствах на реализацию мероприятий по содействию занятости населения из различных источников финансирования: федерального, республиканского и городского бюджетов, средств работодателей. В 2004 году на реализацию активной политики занятости населения города Чебоксары (общественные работы, трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временное трудоустройство несовершеннолетних, организация профессиональной ориентации населения и др.) израсходовано 4162,3 тыс.руб., что на 461,7 тыс.руб. больше чем в 2003 году. Значительно больше выделено на эти цели финансовых средств работодателями. В 2004 году работодателями из собственных средств израсходовано 1019,7 тыс.руб. (в 2003 году – 450,0 тыс.руб.)
В разделе V подводятся итоги реализации мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в городе Чебоксары на 2004 год, определены задачи на 2005 год.
Раздел 1. Развитие системы муниципального управления занятостью населения
Правовой основой муниципального управления занятостью населения является Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». В соответствии со статьей 5 названного закона к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с обеспечением социальной поддержки и содействия занятости населения. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области занятости населения на территории муниципального образования и объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения, предупреждению массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.
Реализация мер по обеспечению занятости населения предусматривает координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей. Сложившиеся взаимоотношения позволяют обеспечивать равные возможности гражданам в реализации права на труд и выбор занятости, обеспечивать взаимодействие заинтересованных организаций, предупреждать массовую безработицу, оказывать практическую помощь участникам рынка труда.
Администрации г.Чебоксары и районов города проводят муниципальную политику в области занятости населения и социальной защиты работников, координируют по этим направлениям деятельность организаций, взаимодействуют с работодателями, в том числе при квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и проведении общественных работ.
Регулирование социально-трудовых отношений, включая отношения в области обеспечения занятости работников, осуществлялось коллективными договорами и соглашения различных уровней. В большинстве организаций, в том числе и в муниципальных, заключены и выполняются коллективные договора, в которые включены мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, на обеспечение занятости этих работников, льготы и компенсации высвобождаемым работникам, гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников.
В 2004 году администрацией г. Чебоксары были подписаны 37 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными предприятиями города, в которые были включены вопросы разработки и реализации мероприятий по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ.
Важное место в системе социального партнерства отводится деятельности городского координационного комитета содействия занятости населения, в состав которого вошли представители профессиональных союзов, работодателей, общественных объединений, представляющих интересы отдельных категорий граждан, администрации г. Чебоксары и центра занятости города.
В соответствии с планом работы в 2004 году были проведены заседания городского координационного комитета содействия занятости населения, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
1. Итоги организации временной занятости несовершеннолетних граждан в летний период и в свободное от учебы время в 2003 году и задачи на 2004 год
2. Подведение итогов конкурса работодателей по содействию занятости населения в 2003 году
3. О ходе выполнения постановления главы администрации г.Чебоксары «Об организации общественных работ в 2003 году»
4. Об итогах работы государственного учреждения «Чебоксарский городской центр занятости населения» по организации профессионального обучения безработных граждан в 2003 году
Заседания городского координационного комитета содействия занятости населения проводились с приглашением представителей работодателей, учебных заведений и других заинтересованных организаций. Принимаемые координационным комитетом решения доводились через средства массовой информации до заинтересованных организаций и населения города.
Вопросы занятости населения в 2004 году рассматривались и на заседаниях других советов, возглавляемых главой администрации города Чебоксары:
- координационном совете по поддержке малого предпринимательства в г.Чебоксары;
- совете по вопросам социально - экономического развития г.Чебоксары;
- трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
В целях осуществления государственной политики занятости населения города постановлением главы администрации г.Чебоксары были утверждены Основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2004 год. В реализации Основных мероприятий совместно с городской службой занятости принимали участие отраслевые управления и отделы администрации города и районов. В 2004 году были приняты также постановления главы администрации г.Чебоксары:
1. «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях г. Чебоксары» от 27.02.2004 № 27
2. «Об организации общественных работ в г. Чебоксары на 2004 год» от 14.04.04 № 84
3. «О трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, на 2004 год» от 14.04.2004 № 85.
В рамках социального партнерства и координации деятельности в области содействия занятости молодежи, оказания ей социально-психологической поддержки центром занятости города в 2004 году заключены соглашения о сотрудничестве с ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова», Чебоксарским кооперативным институтом ОУВПО «Московский университет потребительской кооперации», Филиалом Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.Чебоксары и ФГОУ ВПО «Чувашская сельскохозяйственная академия».
Для организации мероприятий по военно-профессиональной ориентации молодежи центром занятости города заключены соглашения о сотрудничестве с военными комиссариатами Калининского, Московского и Ленинского районов города.
Раздел 2. Ситуация на регистрируемом рынке труда
Итоги 2004 года свидетельствуют о сохранении в городе благоприятных условий, способствующих продолжению роста основных макроэкономических показателей. Обеспечен прирост объема промышленного производства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, платных услуг населению, отмечается устойчивое повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие инженерной и социальной инфраструктуры, умеренный темп инфляции, возросли налоговые поступления в бюджет города Чебоксары.
Значительное наращивание объемов производства в черной металлургии, машиностроении, промышленности строительных материалов, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности способствовало устойчивому росту индекса физического обема производства, который составил 101,5%. Предприятиями города произведено продукции и оказано услуг промышленного характера на сумму 25972,3 млн.руб., что на 22,3% (в фактических ценах) больше, чем в 2003 году. Прирост выпуска продукции достигнут на ОАО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» - 2,4 раза, ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им.В.И.Чапаева» - на 38%, ОАО «Промтрактор» - на 26,5%, ОАО «Электроприбор» - 21% и др.
В строительной сфере собственными силами предприятий и организаций города произведено работ по договорам строительного подряда на 1589,3 млн.руб., что на 27,8% (в фактических ценах) больше прошлого года.
Благоприятная экономическая конъюнктура и рост доходов населения способствовали повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. По сравнению с прошлым годом оборот розничной торговли по всем каналам реализации увеличился на 7,6% и составил 12,4 млн.руб. Объем платных услуг населению увеличился на 12,5% и составил 5,5 млрд.руб.
В январе-декабре 2004 года за содействием в трудоустройстве в государственное учреждение «Чебоксарский городской центр занятости населения» (далее - центр занятости) обратилось 18269 чел., что составило 103,6 % к январю-декабрю 2003 года. В составе обратившихся удельный вес женщин составил 60,1 %, молодежи в возрасте 16-29 лет – 50,9%, что примерно соответствует данным прошлого года. Незначительные изменения произошли в возрастном составе обратившихся: меньше зарегистрировано несовершеннолетних граждан, увеличилось число лиц предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости). Среди выпускников учебных заведений, обратившихся в центр занятости за помощью в трудоустройстве, заметно увеличилось количество выпускников высших учебных заведений. Изменения, произошедшие в составе обратившихся приведены в Приложении 1.
На конец отчетного периода на регистрируемом рынке труда произошли в сравнении с данными на 01 января 2004 года следующие изменения:
численность безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости, увеличилась на 83 чел. и составила 5172 чел.;
уровень безработицы (отношение безработных граждан к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте) увеличился с 1,63 % до 1,68 %;
средняя продолжительность периода безработицы сократилась на 0,7 месяца и составила 4,1 месяца;
коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центре занятости, претендующих на 1 вакансию) снизился с 1,5 до 1,2.
В общей численности состоящих на учете безработных граждан наибольший удельный вес составляют женщины (73,4 % от общего числа). Высок удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет (43,8 % от общего числа состоящих на учете). Более половины молодых людей имеют высшее профессиональное (27,8 %) и среднее профессиональное (27,8 %) образование. Возросло количество граждан, испытывающих трудности в поиске работы, прежде всего инвалиды (591 чел.), несовершеннолетние (134 чел.), лица предпенсионного (за 2 года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости) возраста (70 чел.), одинокие и многодетные родители (113 чел.). Состав безработных граждан иллюстрирует Приложение 2.
В 2004 году активизировались процессы высвобождения рабочей силы в связи с реорганизациями предприятий и организаций. Отмечается рост числа безработных граждан, уволенных по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, удельный вес этой категории безработных граждан возрос с 14,1 % до 18,5 %.
Большинство безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости, получают минимальный размер пособия по безработице, рассчитанный в процентном отношении (20-30%) к величине прожиточного минимума (55,8 % от общего числа безработных, получающих пособие по безработице). Пособие по безработице, установленное в процентном отношении к средней заработной плате, в интервале от 801 до 1200 руб. начисляется 49,0 % безработных граждан, от 1801 до 2104 руб. - 37,4 %, в том числе в максимальном размере, равном величине прожиточного минимума (2104 руб.), - 14,4 % получающих пособие по безработице. Сведения о размерах пособия, получаемого безработными гражданами, приведены в Приложении 3.
Раздел 3. Реализация мероприятий по содействию занятости населения
Всего за январь - декабрь 2004 года центром занятости оказано содействие в трудоустройстве 12378 гражданам, в том числе 7011 безработным и 5367 ищущим работу гражданам. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приведено в Приложении 4.
3.1. Формирование и использование банка данных
вакантных рабочих мест (должностей)
На 01 января 2005 года в картотеке организаций, предоставляющих информацию о вакантных рабочих местах (должностях), зарегистрированы 5190 организаций различных форм собственности, из которых 297 обратились в центр занятости в отчетном периоде впервые.
За январь-декабрь 2004 года в банк данных центра занятости от организаций различных форм собственности поступили всего 30976 вакансий, что составило 97,7% по отношению к соответствующему периоду 2003 года. В среднем за месяц поступала 2581 вакансия. Основной приток вакансий в банк данных обеспечили предприятия и организации отраслей промышленности, предоставившие 10032 вакансии (32,4%), строительства (18,8%), торговли и общественного питания (12,6%), за 2003 год соответственно 9362 (29,4%), 7166 (22,5%), 4266 (13,4%).
По состоянию на конец 2004 года в банке данных содержалась информация о 4359 вакансиях, из них 3902 вакансии, или 89,5% от общего имеющихся вакансий, по рабочим профессиям (специальностям). По сравнению с данными на соответствующую дату 2003 года число вакансий увеличилось на 678 единиц (на 01 января 2004 года в банке данных содержалась 3681 вакансия, из них 3209 вакансий, или 87,2%, по рабочим профессиям (специальностям). Напряженность на рынке труда (число безработных граждан, приходящееся на одно вакантное рабочее место (должность) в целом снизилась и составила 1,2 чел. Однако данный показатель различен по отдельным профессиям (специальностям). Напряженность среди рабочих профессий (специальностей) выше среднего показателя лишь среди типично женских профессий, таких как монтажник радиоэлектронной аппаратуры, парикмахер, продавец, повар и др. Большинство вакансий по рабочим профессиям (специальностям) превышает число соискателей.
Преобладание рабочих профессий (специальностей) в банке данных вакантных рабочих мест (должностей) центра занятости указывает на дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в городе.
Структура банка вакансий центра занятости показана в Приложении 5.
3.2. Работа в условиях высвобождения рабочей силы
В январе-декабре 2004 года от предприятий и организаций города поступили сведения о предполагаемом высвобождении 2435 работников, что на 34,4% больше, чем за соответствующий период 2003 года. В числе работников, намеченных к высвобождению, преобладали женщины - 1503 чел. (61,7%), молодежь в возрасте 16-29 лет - 390 чел. (16,0%), лица предпенсионного возраста - 332 чел. (13,6%) и др.
О массовых высвобождениях работников (увольнение 50 и более чел. в течение месяца или ликвидация предприятия (организации) с численностью работающих 15 чел. и более) в 2004 году сообщили 7 предприятий (организаций) города с общей численностью высвобождаемых работников 1232 чел. в том числе 344 с последующим трудоустройством. В ОАО «Чебоксарыстройтермоизоляция», ЗАО «Чувашсантехмонтаж», ГУП «Чебоксарский комбинат хлебопродуктов» ДПРГУП «Чувашхлебопродукт» причинами массового высвобождения явились ликвидация предприятия (организации), сокращение численности или штата работников в результате проведения процедур банкротства. ОАО «НПК «Элара» в связи с уменьшением заказов были поданы сведения о массовом высвобождении 549 работников.
3.3. Организация общественных работ
В 2004 году с предприятиями и организациями города заключены 64 договора об организации общественных работ на 1390 временных рабочих мест. В течение года в общественных работах приняли участие 1519 чел., в том числе 1164 безработных и 355 ищущих работу граждан.
Договоры на организацию общественных работ были заключены с ОАО «Промтрактор», ОАО «Текстильмаш», МУП «Инженерная защита», МУ "ЦПКиО «Лакреевский лес», МУ «ПКиО 500-летия г.Чебоксары», РГУП «Стадион «Олимпийский», Чебоксарским ГОРПО, военными комиссариатами Ленинского, Калининского и Московского районов г. Чебоксары и др. Выполнялись следующие виды работ: благоустройство и озеленение территорий предприятий, скверов, парков, улиц и стадионов; курьерские работы; распространение печатной продукции; погрузочно-разгрузочные работы; помощь в обеспечении населения услугами; работа с документами; земляные работы и многие др. виды работ.
В весеннем санитарно-экологическом месячнике, проводимом по инициативе администрации г.Чебоксары, на работах по санитарной очистке территории города только по направлению центра занятости было занято 666 чел., из них 562 безработных и 104 чел. из числа ищущих работу.
3.4. Организация временного трудоустройства граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
Для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих в трудности в поиске работы в 2004 году заключено 16 договоров на 200 временных рабочих мест. В течение года трудоустроены 200 чел., в том числе 161 инвалид (работа предлагалась в строгом соответствии с характеристикой показанных условий труда в картах индивидуальных программ реабилитации инвалидов), молодежь в возрасте до 18 лет - 9 чел., лица предпенсионного возраста - 11 чел., многодетные и одинокие родители - 18 чел. и др.
По итогам 2004 года на квотированные рабочие места из числа безработных граждан по направлению центра занятости трудоустроено 126 инвалидов.
3.5. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан на рынке труда проводилась в клубах «Новый старт», «Ровесник», «Молодой специалист», «Женщина и карьера», «Ваш шанс», «Успешная женщина» и «Будь успешным». За 2004 год участниками клубных программ стали 487 чел., из них 169 чел. после обучения в клубах трудоустроились.
3.6. Оказание содействия самозанятости населения
С целью привлечения незанятых граждан к предпринимательской деятельности совместно с АНО «Школа технологий бизнеса» проведены 12 семинаров на тему «Как начать собственное дело», в которых приняли участие 198 безработных, из них 135 женщин. Программа семинаров включала основы рыночной экономики и предпринимательства, организационно - правовые формы организаций, создание собственной фирмы, оказание содействия в подготовке бизнес-планов, индивидуальное консультирование. За счет средств федерального бюджета оказана финансовая помощь на оформление необходимых для организации собственного дела 9 безработным. 554 безработных были направлены на обучение профессиям, позволяющим заняться собственным делом.
3.7. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
Центром занятости города в 2004 году были заключены 91 договорс предприятиями и организациями города на создание 1452 временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан. Временные рабочие места были созданы в ОАО «ЧЭАЗ», ОАО «НПК «Элара», ОАО «Текстильмаш», ОАО «Промтрактор», ОАО «Корпорация «ЧХБК», ОАО «ЧАЗ», ОАО «Чебоксарская фабрика «Профи» и др.; управлением образования администрации г.Чебоксары и общеобразовательными учреждениями города; специализированными учреждениями для детей и центрами детского творчества (МСУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Московского района, МСУ «Центр социальной помощи семье и детям" Ленинского района, МСУ «Центр социальной помощи семье и детям" Калининского района, МОУДД «Межшкольный учебный комбинат» и др.); РГУП «Стадион Олимпийский», муниципальными предприятиями и организациями города (МУП «Зеленстрой», МУП «Инженерная защита», МУ СК «Спартак», МУРЭП «Чапаевец», МУК «Чебоксарский городской детский парк им. А.Г. Николаева») и др.
Основными видами работ, выполняемыми несовершеннолетними гражданами, были благоустройство, озеленение и уборка территорий, разнообразные виды подсобных работ, мелкий ремонт мебели, сортировка макулатуры, сортировка овощей, работа в теплице, уход за насаждениями, курьерская работа, неквалифицированная помощь при оказании населению бытовых услуг, работа помощником рабочего на производстве, работа на ПК и др.
За 2004 год центром занятости трудоустроены 2189 чел., в том числе:
- 12 детей - сирот, оставшихся без попечения родителей;
- 133 подростка, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- 973 подростка из неполных, многодетных и неблагополучных семей.
3.8. Профессиональное обучение безработных граждан
В течение 2004 года на профессиональное обучение и стажировку были направлены 1491 безработный, из них 1095 женщин, 910 молодых людей в возрасте 16-29 лет, 19 чел., освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, 75 инвалидов, 18 граждан, уволенных с военной службы, в том числе 4 чел., проходивших службу в зонах вооруженных конфликтов.
Обучение осуществлялось по более 40 востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) водителя категории В,С, каменщика-монтажника, машиниста гусеничных и пневмоколесных кранов, оператора станков с ЧПУ, продавца-кассира, слесаря по ремонту автомобилей, электрогазосварщика и т.д., в том числе и по интегрированным профессиям штукатура-маляра-облицовщика, плотника-столяра-станочника, каменщика-монтажника ЖБК, повара-кондитера и др.
Проводилось профессиональное обучение новым специальностям оператора ПЭВМ со знанием программы «1С: Торговля и склад», оператора ПЭВМ с навыками работы по компьютерной графике и дизайну. Для повышения квалификации бухгалтеров велось обучение программе «1С: Торговля, склад. Зарплата, кадры», что позволило увеличить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда женщин-бухгалтеров старше 40 лет.
Особое внимание было отведено обучению профессиям, позволяющим организовать собственное дело, таким как парикмахер, портной верхней женской одежды, менеджер в коммерческой деятельности, обувщик, часовщик и др. Завершили обучение по специальностям, позволяющим организовать собственное дело, 481 чел.
Новым направлением в рамках профессионального обучения, хорошо зарекомендовавшим себя, стала стажировка. На стажировку, как самостоятельный вид профессионального обучения, направлены 44 выпускника учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования по специальностям бухгалтер, бухгалтер-аудитор, секретарь-референт, экономист, юрист и др.
3.9. Профессиональная ориентация
В целях содействия в выборе профессий, конкурентноспособных на рынке труда, а также оказания социально-психологической поддержки незанятому населению значительное внимание уделялось профессиональной ориентации. В течение года профориентационные услуги оказаны 56791 чел., в том числе профинформационные услуги - 38431 чел., профконсультации - 17748 чел. В работе использовались различные формы профориентационной работы: индивидуальные и групповые консультации, тестирование, анкетирование, тематические лекции, клубные программы, круглые столы и др.
3.10.Территориальная мобильность рабочей силы
В 2004 году незанятые и безработные граждане направлены в 9 регионов Российской Федерации: Республики Саха - Якутия и Коми, Тюменскую, Московскую, Свердловскую, Тульскую, Самарскую, Волгоградскую и Читинскую области.
Всего в центр занятости обратилось за консультацией о возможности трудоустройства за пределами республики 1315 чел., из них предложены рабочие места 752 чел., трудоустроены 371 чел. (из них 135 женщин), в том числе на сезонную, временную работу 333 чел., на работу вахтовым методом 38 чел.
3.11. Социальная поддержка безработных граждан
(выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты)
По состоянию на 01 января 2005 года пособие по безработице было назначено 4761 безработному гражданину, что составило 92,1 % от общего числа состоящих на учете граждан, в том числе назначено в минимальном размере 2594 чел. (54,5 % от общего числа граждан, которым назначено пособие), в максимальном размере – 876 чел. (18,4 %). По сравнению с данными прошлого года численность безработных граждан, которым назначено пособие по безработице, увеличилась на 331 чел., ее удельный вес увеличился на 5,0 процентных пунктов.
Источником финансирования социальной поддержки безработных граждан является федеральный бюджет. Лимиты бюджетных ассигнований на эти цели в 2004 году утверждены в пределах 38029,8 тыс. руб. Фактическое использование средств по состоянию на 01 января 2005 года составило 100% от запланированного объема. На выплату пособий по безработице израсходовано 33865,1 тыс. руб. (89,0 %); стипендий, выплачиваемых в период профессионального обучения по направлению центра занятости - 2729,5 тыс. руб. (7,2 %); на досрочную пенсию 818,5 тыс. руб. (2,2 %), материальную помощь – 616,7 тыс. руб. (1,6 %).
В 2004 году средний размер пособия по безработице составил 681,80 руб., средний размер стипендии - 531,02 руб., за аналогичный период прошлого года соответственно 738,05 руб. и 516,00 руб.
Раздел 4. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
В 2004 году на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан израсходовано всего 42192,1 тыс.руб., в том числе на реализацию активной политики занятости населения города Чебоксары (общественные работы, трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временное трудоустройство несовершеннолетних, организация профессиональной ориентации населения и др.) израсходовано 4162,3 тыс.руб., (на 461,7 тыс.руб. больше чем в 2003 году): из федерального бюджета - 1868,7 тыс.руб. (44,9%), республиканского бюджета – 1023,9 тыс.руб. (24,6%), городского бюджета – 250,0 тыс.руб. (6,0%) и средства работодателей – 1019,7 тыс.руб. (24,5%).
Направления использования этих средств и их доля в общих затратах на реализацию мероприятий по активной политике занятости составили:
- организация общественных работ - 42,5 %;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 33,8 %;
- организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - 11,8 %;
- организация профессиональной ориентации - 9,2 %;
- социальная адаптация граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности - 2,7%.
Денежные средства на финансирование социальной поддержки безработных граждан выделяются из федерального бюджета. Лимиты бюджетных ассигнований на эти цели утверждены в объеме 38029,8 тыс.руб. Фактическое использование финансовых средств в 2004 году составило 100% от запланированного объема. На выплату пособий по безработице израсходовано 33865,1 тыс.руб. (89,0%), стипендий, выплачиваемых в период обучения по направлению центра занятости - 2729,5 тыс.руб. (7,2%), на досрочную пенсию - 818,5 тыс.руб. (2,2%) и материальную помощь – 616,7 тыс.руб. (1,6%).
Итоги реализации мероприятий по содействию занятости населения за 2004 год, источники финансирования представлены в Приложении 6.
Раздел 5. Задачи по улучшению ситуации на рынке труда в г.Чебоксары на 2005 год
Представленная в предыдущих разделах информация свидетельствует о том, что несмотря на принимаемые меры, ситуация на рынке труда в городе по-прежнему остается достаточно сложной. Число граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в трудоустройстве, не снижается.
Состояние рынка труда в городе показывает, что проблемы с обеспечением занятости населения требуют решения комплексных организационных, социальных, экономических и других задач.
Основными направления по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2005 год должны стать мероприятия, которые ориентированы на выполнение следующих задач:
- снижение уровня регистрируемой безработицы;
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий политики занятости населения;
- активное взаимодействие с работодателями по представлению в центр занятости информации о вакантных рабочих местах (должностях);
- содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места 12670 чел.;
- трудоустройство на общественных работах 1000 чел.;
- трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе 500 инвалидов, 200 несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет, 50 чел., освободившихся из учреждений, исполняющих наказание;
- направление на обучение 1340 безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);
- организацию профессиональной ориентации 40000 чел. из числа безработных граждан и незанятого населения;
- временное трудоустройство 2150 несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет;
- организацию с участием работодателей ярмарок вакантных рабочих мест (должностей).
Занятость населения требует усиленного внимания как на уровне государства и органов местного самоуправления, так и работодателя и предпринимателя. Социальная защита населения от безработицы, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и работодателей, реализация законодательства о труде и занятости в конечном счете должны способствовать социально-экономическому развитию города.
Председатель Чебоксарского
координационного комитета
содействия занятости населения
В.И.Ялуткин