10:10 Приняты Правила организации работы рынков на территории города Чебоксары
На 17 заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов приняты Правилах организации работы рынков на территории города Чебоксары
ПРАВИЛА организации работы рынков на территории города Чебоксары 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила организации работы рынков на территории города Чебоксары, в дальнейшем Правила, разработаны на основании cт. 6 Федерального Закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Закона Чувашской Республики от 16.03.96 № 3 «Об организации местного само-управления в Чувашской Республике», Устава муниципального образова-ния города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и являются доку-ментом, регламентирующим работу любых рынков на территории г. Че-боксары. 1.2. Правила включают в себя необходимый набор общих требова-ний к работе рынков, мини-рынков, ярмарок, торговых площадок в соот-ветствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 09.01.96 г. № 2 с изменениями и дополнениями, Законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ, Положением о государственном ветеринарном надзоре в Рос-сийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 19.06.94 г. № 706, Закона Чувашской Республики «О ветеринарии» от 23.10.2000 г. № 33, санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.1066-01», утвер-жденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 г., Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, Правилами пожарной безопасности, утвержденными Главным государственным инспектором Российской Федерации по по-жарному надзору, Законом Российской Федерации «О пожарной безопас-ности» от 21.12.94 г. № 69. 1.3. Настоящими Правилами регулируется организация деятельности рынков на территории города Чебоксары с целью упорядочения рознич-ной и мелкооптовой торговли, обеспечения населения качественными по-требительскими товарами 1.4. В настоящих Правилах используются следующие термины: Рынок - это организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи, действующая в местах, определенных администрацией г. Чебоксары. Мини-рынок – имущественный комплекс, расположенный в местах, определенных администрацией г. Чебоксары, в составе которого не имеет-ся зданий (капитальных строений), оборудованных приспособлениями для осуществления торговли (прилавками, стойками и пр.). Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей – продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения дого-воров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Субъекты, осуществляющие торговлю на рынке, мини-рынке – фи-зические и юридические лица, реализующие сельскохозяйственные и дру-гие виды продовольственных и непродовольственных товаров в соответ-ствии с действующим законодательством. Продавец – физическое лицо, которое состоит в трудовых отноше-ниях, либо работает по договору подряда с субъектом, осуществляющим торговлю на рынке и непосредственно осуществляющее продажу товаров потребителям на рынке. 1.5. Рынки имеют соответствующую классификацию по специализа-ции: универсальный рынок – рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных това-ров; специализированный рынок – рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной груп-пы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольствен-ный, непродовольственный, авторынок и другие); продовольственный рынок – рынок по реализации продовольствен-ного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления и непро-мышленного изготовления, отечественного и импортного происхождения в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и реализации. 1.6. Настоящие Правила распространяются на рынки и мини-рынки всех форм собственности. Основные задачи рынков: обеспечение населения широким ассортиментом товаров; соблюдение прав и интересов покупателей, контроль за качеством реализуемого товара и уровнем торгового обслуживания; координация деятельности хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест. 1.7. Специализацию рынка, ассортимент товаров и условия их реа-лизации, зонирование территории рынка для реализации различных групп товаров администрация рынка согласовывает с Центром Госсанэпиднад-зора, администрацией г. Чебоксары и Управлением государственной противопожарной службы МВД ЧР, ГУ «Чебоксарская городская станция по борьбе с болезнями животных». 2. Управление рынком. 2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом или частным предпринимателем (далее - Собственник), являющимся аренда-тором или собственником земельного участка, выделенного для организа-ции рынка. 2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, сформированная Собственником. 2.3. Взаимоотношения субъектов, работающих на рынке, с его адми-нистрацией строятся на договорной основе. 2.4. Собственник обеспечивает необходимые условия для нормаль-ного функционирования рынка и организует его работу в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами по осуществлению торговой деятельности и утвержденным им «Порядком работы рынка», который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и другие). «Порядок работы рынка» разрабатывается администрацией рынка с последующим его утверждением Собственником в соответствии с дейст-вующим законодательством, уставными документами, настоящими Пра-вилами и иными нормативными правовыми актами. Порядок работы рын-ка в обязательном порядке включает следующие вопросы: режим работы рынка; порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающе-го автотранспорта; порядок предоставления продавцам торговых мест и объектов (па-вильонов, киосков и т.п.), условия и стоимость их аренды; порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка); перечень дополнительных услуг; права, обязанности, ответственность субъектов рынка. Разрешение вопросов, не оговоренных порядком работы рынка и до-говором аренды, осуществляется в соответствии с действующим законода-тельством. 2.5. Режим работы рынка устанавливается Собственником по согла-сованию с администрацией г. Чебоксары. 2.6. Время работы отдельных объектов торговли на территории рын-ка регламентируется общим режимом работы рынка. 2.7. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ и в случае его закрытия для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях администрация информирует продавцов, население и администрацию г. Чебоксары о при-чинах и периоде закрытия рынка. 2.8. В случае необходимости закрытия обособленного объекта тор-говли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно извес-тить об этом администрацию рынка. 3. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка. 3.1. При организации рынка должны быть соблюдены действующие нормы и правила пожарной безопасности, санитарные, ветеринарные пра-вила, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и со-держанию помещений, использованию оборудования и инвентаря, требо-вания к рекламно-художественному оформлению, освещению территории (объектов рынка) и другие действующие нормы и правила. 3.2. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей тер-ритории ограждением и оборудована специальными сооружениями (тор-говыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, сани-тарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа). При реализации товаров потребительского спроса использование предназначенных для перевозки грузов емкостей (контейнеров) запреща-ется. 3.3. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспе-чить потребителям свободный доступ к местам торговли и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварий-ных или чрезвычайных ситуаций. Запрещается организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения, ограничивающих свободное передви-жение по рынку, в том числе в вестибюлях, холлах , входных тамбурах, на лестничных клетках, а также в проходах между установленными в соот-ветствии со схемой размещения торговыми рядами. Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка запрещается. Завоз товаров и механизированная уборка территории произ-водятся до открытия или после закрытия рынка (ручная уборка осуществ-ляется в течение рабочего дня). Пользование на рынке мусоросборниками, общественными туалета-ми и водой для мытья рук и посуды входит в стоимость аренды торгового места или взимается отдельно в соответствии с договором. 3.4. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывес-ка (на русском и чувашском языках) с указанием его названия, собствен-ника, специализации, режима работы. На доступном для обозрения месте устанавливаются: а) указатели торговых зон по специализации (“Продовольственные товары”, “Обувь”, “Одежда” и т.п.); б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, ла-боратории ветеринарно-санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках), автостоянки, туалета и дру-гих объектов; в) инструкции о мерах пожарной безопасности, планы эвакуации людей и товарно-материальных ценностей; г) информационный стенд, где для сведения продавцов и посетите-лей рынка вывешиваются: Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, Пра-вила продажи отдельных видов товаров; Порядок работы рынка; перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания; перечень документов, которые продавец обязан иметь на торговом месте; информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений; номера телефонов администрации рынка, собственника, админист-рации г. Чебоксары, Центра Госсанэпиднадзора, районного отдела внут-ренних дел, пожарных частей города, Инспекции по защите прав потреби-телей и иная информация, необходимая для организации торгового про-цесса. 3.5. На территории рынка в специально отведенных местах разме-щаются: лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (на продовольст-венных и универсальных рынках); помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров; предприятия общественного питания и сервисного обслуживания; средства пожаротушения и средства оповещения населения в случа-ях аварийных и чрезвычайных ситуаций; оборудованные средствами пожаротушения места для курения; общественные туалеты, водопровод; мусоросборники. В каждом торговом павильоне, где осуществляется торговля развесными товарами, должны быть установлены контрольные весы на видном и дос-тупном для покупателей месте. В зоне торговли на рынке должны быть в необходимом количестве установлены урны, на объектах торговли - индивидуальные средства по-жаротушения. 3.6. В целях обеспечения необходимых условий функционирования рынка на выделенной под эти цели площади должна быть организована стоянка для автотранспортных средств. 4. Требования к организации торгового процесса. 4.1. Организация торгового процесса на рынке должна производить-ся в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (Правил продажи отдельных видов товаров, ГОСТов, Тех-нических условий, ветеринарных, санитарных, противопожарных правил и норм), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (при-емки), хранения, реализации товаров и соблюдения прав и интересов по-купателей. 4.2. Цены на реализуемые товары устанавливаются продавцом по со-гласованию с покупателем исходя из сложившегося спроса и предложе-ния, качества и потребительских свойств, кроме товаров, на которые осу-ществляется государственное регулирование цен. Продавец обязан обеспечить наличие соответственно оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответствен-ного лица или печати организации, даты оформления ценника. 4.3. Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, пре-дусмотренных действующим законодательством и нормативными право-выми актами. 4.4. Администрация рынка обязана обеспечить наличие книги отзы-вов и предложений, оформленной надлежащим образом и зарегистриро-ванной в администрации района г. Чебоксары, на территории которой рас-положен рынок. Книга отзывов и предложений выдается покупателю по первому требованию. Все обращения граждан по вопросам работы рынка рассматривают-ся администрацией рынка в соответствии с действующим законодательст-вом. По заявлениям, касающимся деятельности отдельных предпринима-телей, администрация рынка обязана принять оперативные меры по устра-нению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей. 4.5. Запрещена реализация на рынках: огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, писто-леты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия; холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.п.; взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества; наркотики; драгоценные металлы и камни, а также изделия из них; готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмун-дирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности; спирт денатурированный; растения, животных и птиц, занесенных в Красную книгу, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством; снасти, орудия лова, использование которых запрещено действую-щим законодательством; шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя; продукты и консервы домашнего приготовления (кроме солений); развесной чай; валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в ин-фраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями Центрального Банка Российской Федерации и других органов, регламентирующих данный вид деятельности); лекарства, кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирую-щих в соответствии с требованиями органов. регламентирующих данный вид деятельности; продукция интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, без документов, подтверждающих, что она не яв-ляется контрафактной; непродовольственные товары для детей в возрасте до 3 лет и детское питание без наличия сертификата соответствия; товары без соответствующих документов, в том числе сертификатов, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потре-бителей, лицензий на право осуществления их продажи для товаров, реа-лизация которых подлежит лицензированию; товары в грязную тару покупателя и печатную макулатуру, в пласти-ковые одноразовые бутылки; консервы, имеющие дефекты: бомбаш, хлопушки, подтеки, пробои-ны, деформированных, с признаками микробной порчи; скоропортящиеся продукты при отсутствии средств охлаждения; продукты питания животного происхождения непромышленной вы-работки, не подвергнуте ветеринарно-санитарной экспертизе по показате-лям безопасности и качества; товары, для реализации которых на рынке не создано надлежащих условий по выполнению требований Правил продажи отдельных видов то-варов, утвержденных постановлением Правительства Российской Феде-рации от 19 января 1998 г. № 55. “ продовольственные и непродовольственные товары с автомашин, кроме специализированных автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.. На специально выделенных на рынке площадках допускается продажа плодоовощной продукции, бахчевых культур с автомашин грузоподъемностью не более 5 тонн по разрешению органов государственного санитарного и ветеринар-ного надзора; парфюмерно-косметических товары при несоблюдении условий хранения и реализации; другие товары, запрещенные к свободной реализации. Живые животные, птицы, аквариумные рыбки, декоративные расте-ния, семена, рассада и т.п. продаются только на зооботаническом рынке или в специально отведенных местах на рынках. Продажа алкогольной продукции производится в строгом соответст-вии с требованиями и правилами, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чу-вашской Республики. Реализация пальто и полупальто цельномеховых из ценных видов пушно-мехового сырья и дубленой овчины, а также изделий из кожи раз-решается только в крытых помещениях рынков при обязательном приме-нении контрольно-кассовых машин и наличии примерочных кабин. Торговля автотранспортными средствами, бывшими в употреблении, а также номерными агрегатами к ним, допускается только на специализи-рованных рынках при соблюдении Правил комиссионной торговли непро-довольственными товарами, при наличии лицензии и условий для оформ-ления сделок купли-продажи органами Государственной инспекции безо-пасности дорожного движения. 4.6. Торгующим на зооботаническом рынке или в специально отве-денных местах на рынках живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями необходимо иметь ветеринарную справку или вете-ринарное свидетельство (Форма № 1), выданные государственной ветери-нарной службой (срок действия документа - 3 дня), с соответствующими отметками о проведенных клинико-диагностических исследованиях и вак-цинациях. Продажа минерально-витаминных подкормок и полнорацион-ных кормов для животных, птиц и аквариумных рыб осуществляется толь-ко в закрытых помещениях, с температурой не ниже нуля и не выше два-дцати пяти градусов (при наличии лицензии на данный вид деятельности). Торгующие растительными зернокормами для животных и птиц должны иметь качественное удостоверение, а при его отсутствии - заклю-чение государственной ветеринарной лаборатории, подтверждающее каче-ство кормов. Торгующие живыми и сухими кормами для рыб должны иметь вете-ринарную справку или ветеринарное свидетельство (Форма № 1) или (Форма № 3) с отметками об исследовании в государственной ветеринар-ной лаборатории на безопасность и качество. Торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями, полнорационными кормами и растительными зернокормами для животных и птиц, живыми и сухими кормами для рыб на ветеринар-ных сопроводительных документах и качественных удостоверениях долж-ны иметь отметку ветеринарного врача территориального ветеринарного участка. Торгующие выделанными полуфабрикатами из пушно-мехового сы-рья должны иметь удостоверения о качестве на продукцию, оформленную на имя торгующего. Торгующие яйцом для инкубации должны иметь ветеринарные сви-детельства (Форма №1), срок действия документа - 3 дня, оформленные органами Государственного ветеринарного надзора по месту выпуска яиц, с отметками об исследовании яйца на сальмонеллез. Торгующие отходами промышленного происхождения от мясопере-рабатывающего производства (костью, шкуркой, мясной обрезью и пр.), предназначенными для кормления животных, должны иметь на продук-цию ветеринарное свидетельство (Форма №3), выданное органами Госу-дарственного ветеринарного надзора по месту выхода продукции. Торго-вые места также должны быть оборудованы охлаждаемыми прилавками, холодильными камерами. Администрацией рынка не допускается предоставление торговых мест лицам, не имеющим ветеринарную сопроводительную документацию с отметками государственного ветеринарного врача территориального ве-теринарного участка. Торговля собаками должна осуществляться из боксов, оборудован-ных решетками или сетками безопасности. Собаки старше 6 месяцев должны быть на коротких поводках, исключающих выход животных за пределы бокса. Торгующие животными, при предъявлении и продаже их покупате-лям, должны соблюдать меры предосторожности, исключающие возмож-ность травмирования потребителя, и правила содержания живых живот-ных, птиц, аквариумных рыб и рептилий. 4.7. Торговые места должны предоставляться при обязательном предъявлении: документа о государственной регистрации в качестве юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; свидетельства налогового органа о постановке на учет; карточки регистрации контрольно-кассовой машины (в случае, когда применение контрольно-кассовой машины обязательно); документа, подтверждающего уплату сбора за место торговли; документа, подтверждающего личность продавца (паспорт или иной документ). Открытие предприятий мелкорозничной торговли (киоски, павильо-ны, магазины) осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 06.07.1998 г. № 1255 «О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары». От предъявления вышеперечисленных документов освобождаются: -лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, бывших в употреблении; -лица, осуществляющие продажу сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах на территории Чувашской Республики, при наличии документа о владении земельным участком и документа, подтверждающего личность продавца. 4.8. При реализации продовольственных и непродовольственных то-варов народного потребления промышленного производства продавец должен в течение всего периода работы иметь (и предъявлять по требова-нию контролирующих органов): нагрудный фирменный знак организации, ее наименование, адрес (местонахождение), Ф.И.О. продавца; документ, удостоверяющий личность продавца; санитарную книжку установленного образца; накладные и другие, предусмотренные нормативными актами доку-менты, в том числе приложения к ним; документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, ори-гиналы заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; информацию о товарах на русском языке (в соответствии с дейст-вующими нормативными актами); книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); документы строгой отчетности утвержденной формы, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, в случаях: установленных законодательством и нормативными правовыми актами. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором тор-гового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявлять документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной гражданско-правовой договор), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность. 4.9. Продавцы, реализующие сельскохозяйственную продукцию, вы-ращенную на приусадебных участках, должны иметь: документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком; справку об исследовании сельскохозяйственной продукции в лабо-ратории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка. Граждане, осуществляющие реализацию зеленой продукции, ово-щей, ягод, фруктов, выращенных на приусадебных (дачных) участках, в качестве документа, подтверждающего безопасность продукции, должны иметь справку о лабораторном исследовании продукции на остаточное ко-личество нитратов, паразитарную чистоту (наличие гельминтов, яиц гель-минтов): на радиационную безопасность. 4.10. При предоставлении торговых мест или объектов продавцу вы-дается квитанция с указанием необходимых реквизитов (номера торгового места, срока его использования, стоимости и пр.) или заключается договор аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, срок, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые рекви-зиты. Получение от продавцов денежных средств за предоставление тор-гового места и услуг рынка оформляется в соответствии с порядком, пре-дусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, нало-говым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины. При предоставлении места администрация рынка в обязательном порядке доводит до сведения предпринимателя-арендатора торгового мес-та порядок и режим работы рынка, проводит противопожарный инструк-таж под роспись в журнале инструктажа. 4.11. Документы, перечисленные в пунктах 4.8 - 4.10 настоящих Правил, хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъяв-ляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов. Администрация рынка несет ответственность в соответствии с дей-ствующим законодательством за предоставление мест торговли и заклю-чение договоров с продавцами без вышеперечисленных документов. При заключении договора копии представляемых документов хранятся у адми-нистрации. Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием необходимых документов у торгующих. 4.12. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка. 5. Обязанности и ответственность торгующих на рынке. 5.1. Продавцы, торгующие на рынке, обязаны соблюдать настоящие Правила, Правила торговли, санитарные и ветеринарные правила, правила пожарной безопасности, правила пользования весоизмерительными при-борами и порядок работы рынка, содержать в порядке и чистоте отведен-ные торговые места и своевременно производить оплату за предоставляе-мые услуги. 5.2. В случае утраты, поломки или иной порчи оборудования, инвен-таря и санитарной одежды продавец возмещает рынку их стоимость или оплачивает ремонт в установленном администрацией рынка порядке. 5.3. Несоблюдение торгующими действующего законодательства и настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с нор-мативно-правовыми актами, указанными в п.1.2. 6. Права и обязанности администрации рынка. 6.1. Администрация рынка имеет право: а) определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором; б) расторгать договор аренды в одностороннем порядке до истече-ния установленного срока в случаях: нарушения действующего законодательства в сфере торговой дея-тельности, порядка работы рынка, ветеринарно-санитарных правил, пра-вил хранения и реализации товаров, санитарных, противопожарных и дру-гих норм и правил; препятствия проведению проверок; несоблюдения порядка работы рынка и других условий договора о предоставлении торгового места; в) иные права, предусмотренные действующим законодательством. 6.2. Администрация рынка обязана: а) организовать работу рынка в строгом соответствии с нормами и правилами, обеспечивающими охрану окружающей среды, экологиче-скую и пожарную безопасность в районе его расположения; б) содержать в надлежащем санитарно-техническом, противопожар-ном состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, оборудо-вание и средства пожаротушения; в) обеспечивать своевременную уборку и благоустройство приле-гающей территории; определяемой районными администрациями г. Че-боксары, на территории которых расположен рынок; г) проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласо-ванным с администрацией города Чебоксары и Центром Госсанэпиднадзо-ра; д) обеспечивать на территории и во всех помещениях рынка прове-дение в течение всего года мероприятий по борьбе с насекомыми и грызу-нами; е) для поддержания должного санитарного состояния ежегодно к началу весенне-летнего сезона производить косметический, а при необхо-димости капитальный ремонт зданий рынка, павильонов, палаток, админи-стративно-хозяйственных помещений; ж) выделить и за свой счет оборудовать на рынке: помещения для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (с учетом специализации рынка); помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холо-дильной камерой) для временного хранения товаров, в том числе изъятых из оборота контролирующими органами; з) обеспечивать сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также по-требность продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, санитарной одежде, весоизмерительных прибо-рах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам. Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь четкие клейма и представляться на поверку в установленные сроки, со-гласно действующему порядку, в Чувашский центр стандартизации и мет-рологии. Использование бытовых весоизмерительных приборов запреща-ется; и) обеспечивать условия (с учетом специализации рынка) для прове-дения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной экс-пертизы продукции животного и растительного происхождения; к) принимать необходимые меры по поддержанию общественной, пожарной безопасности, организации сторожевой охраны; л) организовать оповещение и эвакуацию людей в чрезвычайных си-туациях; м) по приказу определить ответственность за пожарную безопас-ность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений, участков, технологического оборудования, электросетей и т.п., в договорах аренды определять ответственных за пожарную безопасность; н) проводить мероприятия по профессиональной минимальной под-готовке продавцов- предпринимателей. 7. Обеспечение соблюдения Правил организации работы рынков города Чебоксары. 7.1. В пределах своей компетенции контроль за соблюдением адми-нистрацией рынка настоящих Правил осуществляет управление торговли, потребительского рынка и продовольственных ресурсов администрации города Чебоксары. 7.2. За невыполнение и нарушение настоящих Правил персонал рын-ка и индивидуальные предприниматели, работающие на нем, несут ответ-ственность в соответствии с действующим законодательством. 7.3. Контроль за соблюдением требований правил рынка и норм, регламентирующих торговую деятельность на рынке, осуществляется контролирующими органами в пределах их компетенции. К проверкам могут привлекаться представители общественных ор-ганизаций по защите прав потребителей. Работники контролирующих органов проводят проверки при предъ-явлении служебного удостоверения, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления). 7.4. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, заверенный в администрациях района, в который всеми контролирующи-ми органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении про-верки и ее результатах. На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в ко-торый органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах. 8. Перечень нарушений, которые являются основанием для приостановления деятельности рынка. 8.1. Деятельность рынка может быть временно приостановлена при следующих нарушениях, подтвержденных соответствующими документа-ми: - отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанав-ливающих документов на пользование земельным участком (нормативный акт администрации г. Чебоксары, необходимая проектно-сметная доку-ментация), нецелевое использование земельного участка; - ненадлежащее выполнение архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил; - нарушение санитарного законодательства при организации и экс-плуатации рынка, в том числе при отсутствии систем водоснабжения, ка-нализации, отопления, электроснабжения, холодильного оборудования, нарушение специализации торговых мест и торговых рядов; - нарушение ветеринарно-санитарных правил и норм; - нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынков, экологических требований; - несоблюдение требований пожарной безопасности; - нарушение законодательства о налогах и сборах, систематическое уклонение от уплаты налогов, платежей и штрафных санкций; - незаконный сбор администрацией рынков денежных средств, при-нуждение арендаторов к заключению дополнительных услуг, не огово-ренных в договоре аренды торгового места. 8.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка временно приостанавливается должностными лицами контролирующих организаций в пределах своей компетенции. 8.3. Работа рынка возобновляется после полного устранения допу-щенных нарушений на основании решения должностного лица, принявше-го решение о приостановлении его деятельности. 9. Прекращение деятельности рынков. Деятельность рынка прекращается: - в случае истечения срока аренды земельного участка, временно вы-деленного под рынок, и отсутствия договора аренды, заключенного на но-вый срок в установленном порядке; - при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном порядке по инициативе одной из сторон, в том числе в слу-чаях неоднократных, грубых нарушений нормативно-правовых актов Рос-сийской Федерации, Чувашской Республики и г. Чебоксары, допускаемых на территории рынка, подтвержденных актами проверок соответствующих контролирующих органов, за неприятие мер по их устранению; - в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных и муниципальных нужд, при принятии реше-ния о нецелесообразности размещения рынка, исходя из действующих нормативов обеспеченности рынками и торговыми площадями и т.д. в ус-тановленном порядке.
ПРАВИЛА организации работы рынков на территории города Чебоксары 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила организации работы рынков на территории города Чебоксары, в дальнейшем Правила, разработаны на основании cт. 6 Федерального Закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Закона Чувашской Республики от 16.03.96 № 3 «Об организации местного само-управления в Чувашской Республике», Устава муниципального образова-ния города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и являются доку-ментом, регламентирующим работу любых рынков на территории г. Че-боксары. 1.2. Правила включают в себя необходимый набор общих требова-ний к работе рынков, мини-рынков, ярмарок, торговых площадок в соот-ветствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 09.01.96 г. № 2 с изменениями и дополнениями, Законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ, Положением о государственном ветеринарном надзоре в Рос-сийской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 19.06.94 г. № 706, Закона Чувашской Республики «О ветеринарии» от 23.10.2000 г. № 33, санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.1066-01», утвер-жденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 г., Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, Правилами пожарной безопасности, утвержденными Главным государственным инспектором Российской Федерации по по-жарному надзору, Законом Российской Федерации «О пожарной безопас-ности» от 21.12.94 г. № 69. 1.3. Настоящими Правилами регулируется организация деятельности рынков на территории города Чебоксары с целью упорядочения рознич-ной и мелкооптовой торговли, обеспечения населения качественными по-требительскими товарами 1.4. В настоящих Правилах используются следующие термины: Рынок - это организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи, действующая в местах, определенных администрацией г. Чебоксары. Мини-рынок – имущественный комплекс, расположенный в местах, определенных администрацией г. Чебоксары, в составе которого не имеет-ся зданий (капитальных строений), оборудованных приспособлениями для осуществления торговли (прилавками, стойками и пр.). Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей – продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения дого-воров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Субъекты, осуществляющие торговлю на рынке, мини-рынке – фи-зические и юридические лица, реализующие сельскохозяйственные и дру-гие виды продовольственных и непродовольственных товаров в соответ-ствии с действующим законодательством. Продавец – физическое лицо, которое состоит в трудовых отноше-ниях, либо работает по договору подряда с субъектом, осуществляющим торговлю на рынке и непосредственно осуществляющее продажу товаров потребителям на рынке. 1.5. Рынки имеют соответствующую классификацию по специализа-ции: универсальный рынок – рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных това-ров; специализированный рынок – рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной груп-пы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольствен-ный, непродовольственный, авторынок и другие); продовольственный рынок – рынок по реализации продовольствен-ного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления и непро-мышленного изготовления, отечественного и импортного происхождения в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами для их хранения и реализации. 1.6. Настоящие Правила распространяются на рынки и мини-рынки всех форм собственности. Основные задачи рынков: обеспечение населения широким ассортиментом товаров; соблюдение прав и интересов покупателей, контроль за качеством реализуемого товара и уровнем торгового обслуживания; координация деятельности хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест. 1.7. Специализацию рынка, ассортимент товаров и условия их реа-лизации, зонирование территории рынка для реализации различных групп товаров администрация рынка согласовывает с Центром Госсанэпиднад-зора, администрацией г. Чебоксары и Управлением государственной противопожарной службы МВД ЧР, ГУ «Чебоксарская городская станция по борьбе с болезнями животных». 2. Управление рынком. 2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом или частным предпринимателем (далее - Собственник), являющимся аренда-тором или собственником земельного участка, выделенного для организа-ции рынка. 2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, сформированная Собственником. 2.3. Взаимоотношения субъектов, работающих на рынке, с его адми-нистрацией строятся на договорной основе. 2.4. Собственник обеспечивает необходимые условия для нормаль-ного функционирования рынка и организует его работу в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами по осуществлению торговой деятельности и утвержденным им «Порядком работы рынка», который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и другие). «Порядок работы рынка» разрабатывается администрацией рынка с последующим его утверждением Собственником в соответствии с дейст-вующим законодательством, уставными документами, настоящими Пра-вилами и иными нормативными правовыми актами. Порядок работы рын-ка в обязательном порядке включает следующие вопросы: режим работы рынка; порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающе-го автотранспорта; порядок предоставления продавцам торговых мест и объектов (па-вильонов, киосков и т.п.), условия и стоимость их аренды; порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка); перечень дополнительных услуг; права, обязанности, ответственность субъектов рынка. Разрешение вопросов, не оговоренных порядком работы рынка и до-говором аренды, осуществляется в соответствии с действующим законода-тельством. 2.5. Режим работы рынка устанавливается Собственником по согла-сованию с администрацией г. Чебоксары. 2.6. Время работы отдельных объектов торговли на территории рын-ка регламентируется общим режимом работы рынка. 2.7. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ и в случае его закрытия для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях администрация информирует продавцов, население и администрацию г. Чебоксары о при-чинах и периоде закрытия рынка. 2.8. В случае необходимости закрытия обособленного объекта тор-говли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно извес-тить об этом администрацию рынка. 3. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка. 3.1. При организации рынка должны быть соблюдены действующие нормы и правила пожарной безопасности, санитарные, ветеринарные пра-вила, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и со-держанию помещений, использованию оборудования и инвентаря, требо-вания к рекламно-художественному оформлению, освещению территории (объектов рынка) и другие действующие нормы и правила. 3.2. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей тер-ритории ограждением и оборудована специальными сооружениями (тор-говыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, сани-тарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа). При реализации товаров потребительского спроса использование предназначенных для перевозки грузов емкостей (контейнеров) запреща-ется. 3.3. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспе-чить потребителям свободный доступ к местам торговли и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварий-ных или чрезвычайных ситуаций. Запрещается организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения, ограничивающих свободное передви-жение по рынку, в том числе в вестибюлях, холлах , входных тамбурах, на лестничных клетках, а также в проходах между установленными в соот-ветствии со схемой размещения торговыми рядами. Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка запрещается. Завоз товаров и механизированная уборка территории произ-водятся до открытия или после закрытия рынка (ручная уборка осуществ-ляется в течение рабочего дня). Пользование на рынке мусоросборниками, общественными туалета-ми и водой для мытья рук и посуды входит в стоимость аренды торгового места или взимается отдельно в соответствии с договором. 3.4. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывес-ка (на русском и чувашском языках) с указанием его названия, собствен-ника, специализации, режима работы. На доступном для обозрения месте устанавливаются: а) указатели торговых зон по специализации (“Продовольственные товары”, “Обувь”, “Одежда” и т.п.); б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, ла-боратории ветеринарно-санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках), автостоянки, туалета и дру-гих объектов; в) инструкции о мерах пожарной безопасности, планы эвакуации людей и товарно-материальных ценностей; г) информационный стенд, где для сведения продавцов и посетите-лей рынка вывешиваются: Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, Пра-вила продажи отдельных видов товаров; Порядок работы рынка; перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания; перечень документов, которые продавец обязан иметь на торговом месте; информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений; номера телефонов администрации рынка, собственника, админист-рации г. Чебоксары, Центра Госсанэпиднадзора, районного отдела внут-ренних дел, пожарных частей города, Инспекции по защите прав потреби-телей и иная информация, необходимая для организации торгового про-цесса. 3.5. На территории рынка в специально отведенных местах разме-щаются: лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (на продовольст-венных и универсальных рынках); помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров; предприятия общественного питания и сервисного обслуживания; средства пожаротушения и средства оповещения населения в случа-ях аварийных и чрезвычайных ситуаций; оборудованные средствами пожаротушения места для курения; общественные туалеты, водопровод; мусоросборники. В каждом торговом павильоне, где осуществляется торговля развесными товарами, должны быть установлены контрольные весы на видном и дос-тупном для покупателей месте. В зоне торговли на рынке должны быть в необходимом количестве установлены урны, на объектах торговли - индивидуальные средства по-жаротушения. 3.6. В целях обеспечения необходимых условий функционирования рынка на выделенной под эти цели площади должна быть организована стоянка для автотранспортных средств. 4. Требования к организации торгового процесса. 4.1. Организация торгового процесса на рынке должна производить-ся в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (Правил продажи отдельных видов товаров, ГОСТов, Тех-нических условий, ветеринарных, санитарных, противопожарных правил и норм), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (при-емки), хранения, реализации товаров и соблюдения прав и интересов по-купателей. 4.2. Цены на реализуемые товары устанавливаются продавцом по со-гласованию с покупателем исходя из сложившегося спроса и предложе-ния, качества и потребительских свойств, кроме товаров, на которые осу-ществляется государственное регулирование цен. Продавец обязан обеспечить наличие соответственно оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответствен-ного лица или печати организации, даты оформления ценника. 4.3. Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, пре-дусмотренных действующим законодательством и нормативными право-выми актами. 4.4. Администрация рынка обязана обеспечить наличие книги отзы-вов и предложений, оформленной надлежащим образом и зарегистриро-ванной в администрации района г. Чебоксары, на территории которой рас-положен рынок. Книга отзывов и предложений выдается покупателю по первому требованию. Все обращения граждан по вопросам работы рынка рассматривают-ся администрацией рынка в соответствии с действующим законодательст-вом. По заявлениям, касающимся деятельности отдельных предпринима-телей, администрация рынка обязана принять оперативные меры по устра-нению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей. 4.5. Запрещена реализация на рынках: огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, писто-леты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия; холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.п.; взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества; наркотики; драгоценные металлы и камни, а также изделия из них; готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмун-дирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности; спирт денатурированный; растения, животных и птиц, занесенных в Красную книгу, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством; снасти, орудия лова, использование которых запрещено действую-щим законодательством; шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя; продукты и консервы домашнего приготовления (кроме солений); развесной чай; валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в ин-фраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями Центрального Банка Российской Федерации и других органов, регламентирующих данный вид деятельности); лекарства, кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирую-щих в соответствии с требованиями органов. регламентирующих данный вид деятельности; продукция интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, без документов, подтверждающих, что она не яв-ляется контрафактной; непродовольственные товары для детей в возрасте до 3 лет и детское питание без наличия сертификата соответствия; товары без соответствующих документов, в том числе сертификатов, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потре-бителей, лицензий на право осуществления их продажи для товаров, реа-лизация которых подлежит лицензированию; товары в грязную тару покупателя и печатную макулатуру, в пласти-ковые одноразовые бутылки; консервы, имеющие дефекты: бомбаш, хлопушки, подтеки, пробои-ны, деформированных, с признаками микробной порчи; скоропортящиеся продукты при отсутствии средств охлаждения; продукты питания животного происхождения непромышленной вы-работки, не подвергнуте ветеринарно-санитарной экспертизе по показате-лям безопасности и качества; товары, для реализации которых на рынке не создано надлежащих условий по выполнению требований Правил продажи отдельных видов то-варов, утвержденных постановлением Правительства Российской Феде-рации от 19 января 1998 г. № 55. “ продовольственные и непродовольственные товары с автомашин, кроме специализированных автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.. На специально выделенных на рынке площадках допускается продажа плодоовощной продукции, бахчевых культур с автомашин грузоподъемностью не более 5 тонн по разрешению органов государственного санитарного и ветеринар-ного надзора; парфюмерно-косметических товары при несоблюдении условий хранения и реализации; другие товары, запрещенные к свободной реализации. Живые животные, птицы, аквариумные рыбки, декоративные расте-ния, семена, рассада и т.п. продаются только на зооботаническом рынке или в специально отведенных местах на рынках. Продажа алкогольной продукции производится в строгом соответст-вии с требованиями и правилами, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чу-вашской Республики. Реализация пальто и полупальто цельномеховых из ценных видов пушно-мехового сырья и дубленой овчины, а также изделий из кожи раз-решается только в крытых помещениях рынков при обязательном приме-нении контрольно-кассовых машин и наличии примерочных кабин. Торговля автотранспортными средствами, бывшими в употреблении, а также номерными агрегатами к ним, допускается только на специализи-рованных рынках при соблюдении Правил комиссионной торговли непро-довольственными товарами, при наличии лицензии и условий для оформ-ления сделок купли-продажи органами Государственной инспекции безо-пасности дорожного движения. 4.6. Торгующим на зооботаническом рынке или в специально отве-денных местах на рынках живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями необходимо иметь ветеринарную справку или вете-ринарное свидетельство (Форма № 1), выданные государственной ветери-нарной службой (срок действия документа - 3 дня), с соответствующими отметками о проведенных клинико-диагностических исследованиях и вак-цинациях. Продажа минерально-витаминных подкормок и полнорацион-ных кормов для животных, птиц и аквариумных рыб осуществляется толь-ко в закрытых помещениях, с температурой не ниже нуля и не выше два-дцати пяти градусов (при наличии лицензии на данный вид деятельности). Торгующие растительными зернокормами для животных и птиц должны иметь качественное удостоверение, а при его отсутствии - заклю-чение государственной ветеринарной лаборатории, подтверждающее каче-ство кормов. Торгующие живыми и сухими кормами для рыб должны иметь вете-ринарную справку или ветеринарное свидетельство (Форма № 1) или (Форма № 3) с отметками об исследовании в государственной ветеринар-ной лаборатории на безопасность и качество. Торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями, полнорационными кормами и растительными зернокормами для животных и птиц, живыми и сухими кормами для рыб на ветеринар-ных сопроводительных документах и качественных удостоверениях долж-ны иметь отметку ветеринарного врача территориального ветеринарного участка. Торгующие выделанными полуфабрикатами из пушно-мехового сы-рья должны иметь удостоверения о качестве на продукцию, оформленную на имя торгующего. Торгующие яйцом для инкубации должны иметь ветеринарные сви-детельства (Форма №1), срок действия документа - 3 дня, оформленные органами Государственного ветеринарного надзора по месту выпуска яиц, с отметками об исследовании яйца на сальмонеллез. Торгующие отходами промышленного происхождения от мясопере-рабатывающего производства (костью, шкуркой, мясной обрезью и пр.), предназначенными для кормления животных, должны иметь на продук-цию ветеринарное свидетельство (Форма №3), выданное органами Госу-дарственного ветеринарного надзора по месту выхода продукции. Торго-вые места также должны быть оборудованы охлаждаемыми прилавками, холодильными камерами. Администрацией рынка не допускается предоставление торговых мест лицам, не имеющим ветеринарную сопроводительную документацию с отметками государственного ветеринарного врача территориального ве-теринарного участка. Торговля собаками должна осуществляться из боксов, оборудован-ных решетками или сетками безопасности. Собаки старше 6 месяцев должны быть на коротких поводках, исключающих выход животных за пределы бокса. Торгующие животными, при предъявлении и продаже их покупате-лям, должны соблюдать меры предосторожности, исключающие возмож-ность травмирования потребителя, и правила содержания живых живот-ных, птиц, аквариумных рыб и рептилий. 4.7. Торговые места должны предоставляться при обязательном предъявлении: документа о государственной регистрации в качестве юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; свидетельства налогового органа о постановке на учет; карточки регистрации контрольно-кассовой машины (в случае, когда применение контрольно-кассовой машины обязательно); документа, подтверждающего уплату сбора за место торговли; документа, подтверждающего личность продавца (паспорт или иной документ). Открытие предприятий мелкорозничной торговли (киоски, павильо-ны, магазины) осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 06.07.1998 г. № 1255 «О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары». От предъявления вышеперечисленных документов освобождаются: -лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, бывших в употреблении; -лица, осуществляющие продажу сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах на территории Чувашской Республики, при наличии документа о владении земельным участком и документа, подтверждающего личность продавца. 4.8. При реализации продовольственных и непродовольственных то-варов народного потребления промышленного производства продавец должен в течение всего периода работы иметь (и предъявлять по требова-нию контролирующих органов): нагрудный фирменный знак организации, ее наименование, адрес (местонахождение), Ф.И.О. продавца; документ, удостоверяющий личность продавца; санитарную книжку установленного образца; накладные и другие, предусмотренные нормативными актами доку-менты, в том числе приложения к ним; документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, ори-гиналы заключения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; информацию о товарах на русском языке (в соответствии с дейст-вующими нормативными актами); книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); документы строгой отчетности утвержденной формы, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, в случаях: установленных законодательством и нормативными правовыми актами. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором тор-гового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявлять документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной гражданско-правовой договор), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность. 4.9. Продавцы, реализующие сельскохозяйственную продукцию, вы-ращенную на приусадебных участках, должны иметь: документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком; справку об исследовании сельскохозяйственной продукции в лабо-ратории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка. Граждане, осуществляющие реализацию зеленой продукции, ово-щей, ягод, фруктов, выращенных на приусадебных (дачных) участках, в качестве документа, подтверждающего безопасность продукции, должны иметь справку о лабораторном исследовании продукции на остаточное ко-личество нитратов, паразитарную чистоту (наличие гельминтов, яиц гель-минтов): на радиационную безопасность. 4.10. При предоставлении торговых мест или объектов продавцу вы-дается квитанция с указанием необходимых реквизитов (номера торгового места, срока его использования, стоимости и пр.) или заключается договор аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, срок, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые рекви-зиты. Получение от продавцов денежных средств за предоставление тор-гового места и услуг рынка оформляется в соответствии с порядком, пре-дусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, нало-говым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины. При предоставлении места администрация рынка в обязательном порядке доводит до сведения предпринимателя-арендатора торгового мес-та порядок и режим работы рынка, проводит противопожарный инструк-таж под роспись в журнале инструктажа. 4.11. Документы, перечисленные в пунктах 4.8 - 4.10 настоящих Правил, хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъяв-ляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов. Администрация рынка несет ответственность в соответствии с дей-ствующим законодательством за предоставление мест торговли и заклю-чение договоров с продавцами без вышеперечисленных документов. При заключении договора копии представляемых документов хранятся у адми-нистрации. Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием необходимых документов у торгующих. 4.12. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка. 5. Обязанности и ответственность торгующих на рынке. 5.1. Продавцы, торгующие на рынке, обязаны соблюдать настоящие Правила, Правила торговли, санитарные и ветеринарные правила, правила пожарной безопасности, правила пользования весоизмерительными при-борами и порядок работы рынка, содержать в порядке и чистоте отведен-ные торговые места и своевременно производить оплату за предоставляе-мые услуги. 5.2. В случае утраты, поломки или иной порчи оборудования, инвен-таря и санитарной одежды продавец возмещает рынку их стоимость или оплачивает ремонт в установленном администрацией рынка порядке. 5.3. Несоблюдение торгующими действующего законодательства и настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с нор-мативно-правовыми актами, указанными в п.1.2. 6. Права и обязанности администрации рынка. 6.1. Администрация рынка имеет право: а) определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором; б) расторгать договор аренды в одностороннем порядке до истече-ния установленного срока в случаях: нарушения действующего законодательства в сфере торговой дея-тельности, порядка работы рынка, ветеринарно-санитарных правил, пра-вил хранения и реализации товаров, санитарных, противопожарных и дру-гих норм и правил; препятствия проведению проверок; несоблюдения порядка работы рынка и других условий договора о предоставлении торгового места; в) иные права, предусмотренные действующим законодательством. 6.2. Администрация рынка обязана: а) организовать работу рынка в строгом соответствии с нормами и правилами, обеспечивающими охрану окружающей среды, экологиче-скую и пожарную безопасность в районе его расположения; б) содержать в надлежащем санитарно-техническом, противопожар-ном состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, оборудо-вание и средства пожаротушения; в) обеспечивать своевременную уборку и благоустройство приле-гающей территории; определяемой районными администрациями г. Че-боксары, на территории которых расположен рынок; г) проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласо-ванным с администрацией города Чебоксары и Центром Госсанэпиднадзо-ра; д) обеспечивать на территории и во всех помещениях рынка прове-дение в течение всего года мероприятий по борьбе с насекомыми и грызу-нами; е) для поддержания должного санитарного состояния ежегодно к началу весенне-летнего сезона производить косметический, а при необхо-димости капитальный ремонт зданий рынка, павильонов, палаток, админи-стративно-хозяйственных помещений; ж) выделить и за свой счет оборудовать на рынке: помещения для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (с учетом специализации рынка); помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холо-дильной камерой) для временного хранения товаров, в том числе изъятых из оборота контролирующими органами; з) обеспечивать сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, а также по-требность продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, санитарной одежде, весоизмерительных прибо-рах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам. Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь четкие клейма и представляться на поверку в установленные сроки, со-гласно действующему порядку, в Чувашский центр стандартизации и мет-рологии. Использование бытовых весоизмерительных приборов запреща-ется; и) обеспечивать условия (с учетом специализации рынка) для прове-дения экспертизы продуктов питания по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной экс-пертизы продукции животного и растительного происхождения; к) принимать необходимые меры по поддержанию общественной, пожарной безопасности, организации сторожевой охраны; л) организовать оповещение и эвакуацию людей в чрезвычайных си-туациях; м) по приказу определить ответственность за пожарную безопас-ность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений, участков, технологического оборудования, электросетей и т.п., в договорах аренды определять ответственных за пожарную безопасность; н) проводить мероприятия по профессиональной минимальной под-готовке продавцов- предпринимателей. 7. Обеспечение соблюдения Правил организации работы рынков города Чебоксары. 7.1. В пределах своей компетенции контроль за соблюдением адми-нистрацией рынка настоящих Правил осуществляет управление торговли, потребительского рынка и продовольственных ресурсов администрации города Чебоксары. 7.2. За невыполнение и нарушение настоящих Правил персонал рын-ка и индивидуальные предприниматели, работающие на нем, несут ответ-ственность в соответствии с действующим законодательством. 7.3. Контроль за соблюдением требований правил рынка и норм, регламентирующих торговую деятельность на рынке, осуществляется контролирующими органами в пределах их компетенции. К проверкам могут привлекаться представители общественных ор-ганизаций по защите прав потребителей. Работники контролирующих органов проводят проверки при предъ-явлении служебного удостоверения, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления). 7.4. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, заверенный в администрациях района, в который всеми контролирующи-ми органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении про-верки и ее результатах. На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в ко-торый органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах. 8. Перечень нарушений, которые являются основанием для приостановления деятельности рынка. 8.1. Деятельность рынка может быть временно приостановлена при следующих нарушениях, подтвержденных соответствующими документа-ми: - отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанав-ливающих документов на пользование земельным участком (нормативный акт администрации г. Чебоксары, необходимая проектно-сметная доку-ментация), нецелевое использование земельного участка; - ненадлежащее выполнение архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил; - нарушение санитарного законодательства при организации и экс-плуатации рынка, в том числе при отсутствии систем водоснабжения, ка-нализации, отопления, электроснабжения, холодильного оборудования, нарушение специализации торговых мест и торговых рядов; - нарушение ветеринарно-санитарных правил и норм; - нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынков, экологических требований; - несоблюдение требований пожарной безопасности; - нарушение законодательства о налогах и сборах, систематическое уклонение от уплаты налогов, платежей и штрафных санкций; - незаконный сбор администрацией рынков денежных средств, при-нуждение арендаторов к заключению дополнительных услуг, не огово-ренных в договоре аренды торгового места. 8.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка временно приостанавливается должностными лицами контролирующих организаций в пределах своей компетенции. 8.3. Работа рынка возобновляется после полного устранения допу-щенных нарушений на основании решения должностного лица, принявше-го решение о приостановлении его деятельности. 9. Прекращение деятельности рынков. Деятельность рынка прекращается: - в случае истечения срока аренды земельного участка, временно вы-деленного под рынок, и отсутствия договора аренды, заключенного на но-вый срок в установленном порядке; - при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном порядке по инициативе одной из сторон, в том числе в слу-чаях неоднократных, грубых нарушений нормативно-правовых актов Рос-сийской Федерации, Чувашской Республики и г. Чебоксары, допускаемых на территории рынка, подтвержденных актами проверок соответствующих контролирующих органов, за неприятие мер по их устранению; - в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных и муниципальных нужд, при принятии реше-ния о нецелесообразности размещения рынка, исходя из действующих нормативов обеспеченности рынками и торговыми площадями и т.д. в ус-тановленном порядке.