Дежурные по городу
Телефон предательски молчал. Уже десять минут я сидел в операторской Единой дежурной диспетчерской службы 074, а он даже не тренькнул (а за прошедший год в ЕДДС приняли около 58 тысяч телефонных звонков). «Час пик» наступит, когда горожане вернутся с работы домой, обнаружат неполадки в своих квартирах и наберут три цифры диспетчерской.
Стены просторной комнаты увешаны огромными схемами электро-, тепло-, водопроводных сетей и канализации, листами, на которых - телефоны различных организаций и предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность Чебоксар. А под рукой всегда - подробный прогноз погоды. От него зависит очень многое: будет снег – готовь технику, мороз – значит, могут замерзнуть трубы и работа будет у ЖКХ. Чуть слышно бубнит радио и тикают настенные часы. Каждый день здесь дежурят два оператора службы. Никакой суеты, идет работа четко отлаженного механизма.
Проходим в кабинет к начальнику ЕДДС Валерию Гладкову. Он руководит службой с самого ее открытия – почти четыре года. Время от времени прерываясь на телефонные разговоры, Валерий Анатольевич рассказывает про назначение диспетчерской:
- Допустим, позвонил какой-нибудь горожанин: у него течет потолок. Мы обращаемся к определенным службам ЖКХ. Или, скажем, на подъеме за Московским мостом буксуют троллейбусы. Туда посылаем машины с песком. Вчера, например, на Карачуринском кладбище скопились четыре похоронные процессии. Оказалось, что сломалась фреза, которая в промерзшей земле копает могилы. Мы подключили МУП «Городские электросети». Начальник предприятия вошел в положение и выделил свою фрезу.
В прошлом году во время пьяной разборки в квартире взорвали гранату. А сначала сообщили о взрыве бытового газа. Мы задействовали все спецслужбы города, включая скорую помощь, милицию, «газовиков». Потом подтянули коммунальные службы: надо же мусор убрать, окна разбитые вставить.
В среднем в час на пульт дежурного поступают 9-10 звонков. Самые напряженные для оператора часы - утром и вечером. Около часа ночи звонки становятся реже, в три они почти совсем замолкают, а ближе к пяти начинаются вновь. На Новый год операторы даже трубку не успевали вешать на рычаг - снова раздавался звонок. Тогда почему-то катастрофически не хватало мощности городского водоканала. «То ли жители все разом решили ванну принять, то ли стадо слонов помыть - непонятно», - усмехнулся Валерий Анатольевич.
Или вот отключат свет в каком-нибудь микрорайоне (скажем, перегорел предохранитель) – звонить будут, не переставая. Пока поставят новый и проверят подстанции, пройдет два-три часа. А люди требуют, кричат, угрожают. Но каждый дежурный должен вежливо отвечать на все звонки раздраженных горожан и представляться, когда поднимает трубку.
Часто в операторскую звонят, интересуясь телепрограммой или курсом доллара. Много шуток было от детей. Но недавно поставили определители номеров, и «юмористов» стало меньше. Досаждает один душевнобольной. Как только ему обещают вызвать слесаря, он тут же кладет трубку. А чтобы ни один сигнал не прошел незамеченным, в службе есть журнал учета информации, куда оперативный дежурный вносит жалобы от горожан. По собственной инициативе завели и другой журнал – его, при желании, можно выпускать как сборник анекдотов.
Звонок в середине сентября. «К кому обратиться, чтобы выключили фонтаны? Наше здание напротив залива, в помещении холодно, а взглянешь на фонтаны, становится еще холоднее». Или другой: «Жена с дочкой ушли в филармонию и не вернулись. Там пожара не было?»
«Помогите кота снять с дерева. Он домашний стал, мышей боится. - Рекомендовали в качестве приманки использовать кусок мяса. Через некоторое время владелец кота перезвонил и поблагодарил». За две недели уже этого года подобных обращений набралось с десяток. Есть и новогодние: «Я страдаю алкоголизмом. Чем вы можете помочь? - Посоветовали лечиться». «У меня есть машина-мусоровоз. Кто купит? - Дали телефон управления ЖКХ». Нередко интересуются, где можно «заказать девушку на ночь» или «куда позвонить, когда скучно».
Есть и проблемы гораздо серьезнее. «13 декабря в доме 47 по улице Ягодной из стыка трубы стала вытекать серная кислота, которая была вылита жильцом одной квартиры для прочистки канализации. В результате двоих детей госпитализировали с жалобами на слабость и тошноту. Жильцов двух квартир пришлось отселять, а для локализации химического заражения привлекать спецслужбы города».
Интерес вызвал небольшой список пожаро-взрывоопасных объектов города и предприятий, на которых есть сильнодействующие ядовитые вещества, хлор или аммиак. Это места потенциальной опасности, и за ними - особый контроль.
Каждое утро дежурный подает главе администрации Чебоксар Н. Емельянову оперативный доклад за сутки. А помощник дежурного готовит отчет, который ляжет на стол заместителя главы по ЖКХ. Делается это для того, чтобы городские власти оперативно реагировали на все ЧП.
Когда я уже уходил, раздался телефонный звонок. Житель юго-западного района сообщил, что их товарищество собственников жилья на этот год не заключило договор о коммунальном обслуживании дома. И когда в квартирах появились проблемы, выяснилось, что решать их некому. Дежурный тут же стал набирать номера людей, ответственных за происходящее. Уже через десять минут телефонных баталий «концы» были найдены. Дежурный доложил: «Ну вот, решили еще одну проблему».