г. Чебоксары Чувашской Республики

Перемена мест

Хочется попросту поделиться путевыми впечатлениями. Впечатлениями в некотором смысле удивительными. В конце недели я вернулся из Чебоксар - города, официально признанного самым благоустроенным в России. Соответствующий диплом за подписью премьера Касьянова украшает стену на лестнице в местной мэрии. Но речь сейчас не о бесчисленных фонтанах, набережных с ажурными фонарями и общественных туалетах, похожих на московские продуктовые палатки самого размашистого дизайна. Речь о современном искусстве. Чебоксары не только самый благоустроенный, но и, как оказалось, самый эстетически продвинутый российский город. Способный тягаться с западными мегаполисами. «Современное искусство России в трех европейских столицах: Берлин, Вена, Чебоксары». Это слегка пугающий своей неожиданностью слоган выставки «Давай! Из лаборатории актуального искусства России», приехавшей на берега Волги после демонстрации в Германии и Австрии. Но Чебоксары действительно в этом году получили столичный статус. Город объявили культурной столицей Поволжья в рамках специальной программы «Культурная столица» Приволжского федерального округа, патронируемой лично Сергеем Кириенко - полномочным представителем президента в ПФО. Фестиваль «Культурная столица» официально стартует в марте, но выставка «Давай!» уже включена в его программу. О самой выставке ваш покорный слуга уже писал в «Журнале» год назад -когда она открылась в Берлине. Напомню только/ что ее главным куратором стал Петер Нёвер, директор венского Музея прикладного искусства, МАК, и не самый последний человек на интернациональной художественной сцене. Нёвер - куратор очень модный/ и его интерес к российским художникам означал возрождение перестроечной моды на все русское. Теперь Нёвер во всем своем великолепии приехал в Чебоксары. Означает ли это начало моды на все чувашское? По поводу Чувашии все-таки трудно ответить однозначно. Но вот о моде на глубинку можно говорить со всей определенностью. Не раз уже приходилось писать/ что Россия ныне переживает своего рода передел культурного пространства. Страна избавляется от казавшейся неизбывной советской болезни - столичности, при которой вся художественная и интеллектуальная жизнь кипела лишь в Москве и Питере, а регионы представляли собой какие-то выжженные территории. Но уже несколько лет все отечественные культу рменеджеры отлично знают, что выбить грантовые средства из каких-нибудь фондов Сороса или Форда можно только в том случае, если отважишься отправиться со своим проектом куда-нибудь на Волгу. И Нёвер, приезжая в Россию, обедает в московском ресторане «Пушкин», а вот выставку везет все-таки в Чебоксары. Оказавшись в выставочном зале местного художественного музея, «Давай!» смотрится ничуть не хуже, чем в респектабельном МАКе. Я, видевший и венскую, и берлинскую экспозиции, со всей ответственностью заявляю: чебоксарская получилась даже лучше. Занималась ею Любовь Сапрыкина из нижегородского филиала Государственного центра современного искусства. А здесь, как показывает опыт, умеют делать выставки ничуть не хуже, чем столичные кураторы. Провинция давно уже может рожать собственных Платонов. И готовность того же Нёвера сотрудничать с российскими коллегами из регионов - тому безусловное доказательство. Между прочим, меняется не только культурное пространство России, но и политическое. Появилось не только новое, продвинутое, поколение артменеджеров вроде сотрудников нижегородского ГЦСИ, но и не менее продвинутое поколение госчиновников. Например, в тех же Чебоксарах на банкет по случаю открытия «Давай!» федеральный инспектор по Чувашии (то есть представитель Кириенко в республике) Дмитрий Донсков явился со своим компакт-диском для музыкального сопровождения застолья. И знаете/ что оказалось этим «сидюком»? Нежно любимая московским мэром группа «Ленинград». Тот же Донсков покровительствует еще одному проекту в рамках фестиваля «Культурная столица» - готовящейся выставке про канализацию. Вернее, про экскременты в искусстве XX века. Мэр Чебоксар на встрече с художественной общественностью, прибывшей на «Давай!», героически выслушал информацию про будущую «говенную» выставку и сказал, что сам долго работал в канализационном хозяйстве. Тот же Лужков едва ли знает о существовании Нёвера. А чебоксарский мэр теперь знает. Значит, в самом деле в России произошли некоторые перемены.


04 марта 2003
00:00
Поделиться