г. Чебоксары Чувашской Республики

МОНУМЕНТ – НА ЗАЛИВЕ

Многотонный тягач, загруженный большим фрагментом монумента Матери, беспомощно буксовал на небольшом подъеме, выбрасывая из-под колес комья влажной глины. На помощь ему строители подогнали другой грузовик. Сцепка, натужно ревя двигателями, поползла вверх. Началась транспортировка памятника чуть раньше запланированного времени. Не успела «Газель» с журналистами подъехать к предприятию «Волгастальконструкция», что возле Кугесь. Там загружали на машины фрагменты монумента, как колонна уже отправилась в путь. Щелкнув фотовспышками, мы бросились ее догонять. Пятничная ночь щедро посыпала нас снегом и обдавала промозглым ветром. Три огромных прицепа-танковоза с фрагментами памятника покачивались на ухабах. Поначалу кавалькада двигалась настолько медленно, что ее без труда можно было обогнать пешком. Первая заминка – низко висящие провода остановили колонну. Два электрика запрыгнули в подъемник и подтянули их вверх, освобождая дорогу. Через несколько километров нас ждало препятствие посложнее – линия высоковольтных передач. «Расчистка» пути происходит по тому же сценарию. Какой-то человек в каске отдает приказы по рации. Журналисты плотным кольцом окружают его: - А что подключено к этой ветке электропередач? - Кугеси без света. Не будете отвлекать, быстрее включим. Через несколько минут колонна, перемигиваясь огнями милицейских машин, продолжает движение. Как оказалось, самое сложное впереди. Маршрут проложили там, где меньше проводов, общественного транспорта, другой техники. И тем не менее... Перед нами железнодорожный переезд возле Больших Карачур. Минуя его, мы должны выйти на Богданку, спуститься по ней и оказаться на заливе. Специалисты опять подтягивают вверх провода. Сложность в том, что в этом месте проходит оптиковолоконная связь, которую нельзя прерывать ни при каких обстоятельствах. На дороге горят сотни огней. Для обеспечения безопасности федеральную трассу пришлось перекрыть с обоих концов. Водители, высунувшись из кабин, наблюдают за происходящим. Переваливаясь через железнодорожные пути, верхняя часть памятника «покачивает» руками. Уже через полчаса колонна достигает, наконец, улицы Богдана Хмельницкого. Стрелка часов начала отсчитывать новый день. Рваные облака опять расщедрились снежной крупой. Два огромных жилых дома, отключенных от электричества, чернеют проемами окон. В иных теплятся огоньки свечей. Мы стоим на перекрестке и ждем последних троллейбусов. «Со стороны рынка, - говорят организаторы, - пока не пришел 14-й, а из юго-западного района надо дождаться 11-го». Наконец, проехали запоздавшие пассажиры, и рабочие начинают разборку линий электропередач. Металлические пруты падают на землю с шумом киношных лазерных пушек. Небо над Богданкой непривычно голое. Колонна снова продолжает путь. Проехав под Московским мостом, мы оказываемся в конечной точке нашего путешествия – на западном косогоре. В чернильной воде залива отражаются бело-лунные кляксы света фонарей. В этот поздний час колонну уже ждут председатель Кабинета Министров Чувашии Наталия Партасова и глава Минстроя Владимир Филатов. Нижнюю часть статуи решили выгрузить сразу, а установку памятника начать с первыми лучами солнца. Шум на строительной площадке затих. Рабочие попрятались в вагончики от холода. Едва рассвело, башенный кран ожил, и работа закипела. «Подол» подцепили к подъемным тросам, раздалось: «Вира-вира, майна-майна». Вода в заливе приобрела пепельный оттенок. Изредка мимо проходили идущие из церквей бабушки. На пустынной лестнице за происходящим наблюдает главный скульптор монумента Владимир Нагорнов. Ветер раздувает огонек его сигареты и заставляет поеживаться. - Так памятник, вопреки расхожему мнению, не литой? - Конечно, нет. Толщина медного листа всего два миллиметра. Внутри конструкцию защищает мощный каркас и технологические лестницы для обслуживания. Крепить памятник будут как Останкинскую башню в Москве. Внутри проведут специальные поддерживающие тросы и натянут их. А вот как будут заваривать стыки между частями, я не знаю. Может, краном спустят рабочего, но так колебания стрелы будут большими. Это уже рабочим виднее. - А параметры какие? - Высота монумента вместе с постаментом и стиллебатом (ступенчатой частью) – 46 метров. Вес – 14 с половиной тонн, - он задумался. – Вот, видишь, орнамент окружает постамент? По чувашским традициям – это символ вечного Солнца. Снизу памятник будут окружать фонтаны – это вода. Устремлена фигура вверх, в космос. Значит, в монументе нам удалось воплотить все жизненные стихии. Над городом рождалось утро. После многочасовой ночной вахты усталость валила с ног. Из окон проезжающих троллейбусов стройплощадку разглядывали ранние пассажиры. С помощью крана в течение нескольких часов части скульптуры осторожно поставили друг на друга. Проезжающий мимо велосипедист удивленно поднял глаза к небу: «Ой, мама приехала!»…


29 апреля 2003
00:00
Поделиться