СВАЛКА МОЖЕТ СТАТЬ... "ЗОЛОТОЙ ЖИЛОЙ"
Жаркое лето прошлого года наглядно показало, какую опасность таит для столицы и окрестных деревень Пихтулинская свалка.
Первыми все «прелести» ее соседства ощутил на себе новоюжный район. Недели две в июле свалка горела и дымила. Жители страдали от смога и удушливого запаха. А пожарные вместе с работниками «Спецавтохозяйства» мужественно боролись с огнем. Между прочим, с риском для жизни. Горящий мусор, как торфяник, тлеет изнутри. Человек запросто может провалиться сквозь горы отходов с головой.
По мнению специалистов, причиной прошлогоднего самовозгорания стало несоблюдение технологии захоронения отходов. По правилам, после тщательной утрамбовки их нужно присыпать 20-сантиметровым изолирующим слоем инертных материалов – песком, глиной.
К слову, не лучше обстоит дело со свалками и в других российских городах. К примеру, в Белгороде горящую свалку целый год приводили в порядок специалисты МЧС. Но земля так и осталась отравленной. Лишь после этого отцы города приняли решение о строительстве мусороперерабатывающего комплекса, который значительно улучшил санитарное и экологическое состояние Белгорода.
В Чебоксарах этой проблемой городские власти тоже озабочены давно. Один из специалистов в приватной беседе признался, что уже 13 лет занимается подготовкой документов к различного рода совещаниям по этому вопросу. В свое время для нового полигона твердых бытовых отходов (ТБО) и место определили – около деревни Чигирь Чебоксарского района. Но сельчане не согласились с таким соседством, а потом настали тяжелые для экономики времена. Стало не до этого.
Сегодня откладывать решение о создании нового полигона ТБО уже некогда. Количество мусора на действующей свалке приблизилось к опасной черте. По мнению экологов, эксплуатировать ее можно не более полутора–двух лет. А что потом?
Во всем мире, решая проблему отходов, ориентируются не на сжигание, а на снижение количества образующегося мусора и развитие методов его максимальной переработки. На Западе около 20 процентов ценного вторичного сырья снова поступает в экономику. Себестоимость металла, стекла, бумаги, полученных таким способом, на 20-30 процентов ниже вырабатываемых из первичного сырья. Сюда включаются и затраты на их добычу, транспортировку и переработку. При этом не вырубаются леса, не роются шахты и карьеры, но выпускаются полуфабрикаты и товары, открываются новые рабочие места. Дополнительные доходы поступают в бюджеты всех уровней, оздоравливается городская и пригородная среда.
В России пока перерабатывается не более 3 процентов вторичного сырья. Но уже созданы и успешно работают отечественные комплексы по переработке мусора. Для них свалки ТБО – «золотая жила». Такие предприятия, как правило, высокорентабельны, а значит, быстро окупаются.
Один из таких комплексов хорошо зарекомендовал себя в Белгороде и Орле. Казань, Тамбов и еще несколько городов хотят построить у себя такой же. Его создатель – московское ОАО «Региональный экологический комплекс» - не требует от заказчиков инвестиций, от проекта до эксплуатации возводит комплекс на свои средства. Готов взять на себя и организацию сбора мусора. Взамен просит лишь предоставить полигон для строительства мусоросортировочной станции и отдать в их распоряжение весь городской мусор. Курирует предприятие и старые свалки. Берет их под охрану, чтобы туда не завозили ТБО, а впоследствии перерабатывает и их.
Специалисты ОАО «РЭК» согласны сотрудничать и с Чебоксарами. Для города это заманчивое предложение позволит сэкономить немалую сумму. Но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Не будет ли впоследствии предприятие-монополист диктовать нашей столице тарифы на вывоз и переработку мусора?
К тому же предложение от ОАО «РЭК» поступило с опозданием. Полтора месяца назад администрация города заключила соглашение на поставку оборудования для строительства мусоросортировочной станции (первой очереди перерабатывающего комплекса) стоимостью около 49 млн. рублей с московским ГУП «Ресурсная фирма «Станкоснаб». Она продемонстрировала в Чебоксарах только макет своего оборудования.
А вот технология, которую используют наши соседи в Тольятти, уже прошла испытание временем. В России и странах СНГ по аналогичному проекту построены и еще с 80-х годов действуют восемь заводов – в Нижнем Новгороде, Баку, Санкт-Петербурге, Минске и т.д. Мусороперерабатывающий комплекс ОАО «АвтоВАЗтранс» перерабатывает и обезвреживает в год 400 тысяч кубометров отходов одного из районов Тольятти. Примерно столько же и у нас.
Технологии всех трех фирм схожи и основаны на раздельном сборе, первичной сортировке и выделении семи и более видов отходов, пригодных к вторичной переработке. Это бумага, картон, черные и цветные металлы, пластмасса, стекло. Остальной балласт (приблизительно 50-60 процентов мусора) прессуют в брикеты и захоранивают на полигоне. Принципиальное отличие тольяттинского метода в том, что здесь объем отходов, вывозимых на свалку, снизили до 25 процентов. Мусор, из которого отсортировано ценное вторичное сырье, путем биотермической обработки превращается в компост. Его используют как изолирующий слой на свалках и для облагораживания городских газонов. Трава там растет ну прямо на глазах.
Четвертое предложение поступило из г. Рыбинска Ярославской области от ООО «Итлан», где пока создали только опытный образец оборудования.
В общем, варианты есть, остается только подобрать подходящую технологию и определиться с местом для полигона ТБО. Находиться он должен на расстоянии не более 20-30 км от мусоросортировочного предприятия. Без участия сельчан, похоже, этот вопрос не решить. Но недавно жители всех деревень Чебоксарского района в письме на имя председателя Кабинета Министров республики заявили о несогласии на размещение отходов на своих землях. Против выделения земли для полигона за Волгой, на территории лесхоза, возражают специалисты Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам МПР РФ по Чувашии. Тоже понятно: в Заволжье с его подземными запасами воды, реликтовыми лесами, претендующем на звание национального парка, такому объекту (пусть и экологически чистому) не место. Невыгодна и площадка в районе «Химпрома», за Цивилем, поскольку находится в 58 км от города. Удаленность непременно повлечет за собой рост тарифов на доставку и переработку ТБО. Вся надежда на участок около аэропорта, где сейчас ведутся изыскательские работы и аэросъемка местности. Если и этот вариант не подойдет, остается вернуться к старому проекту – у деревни Чигирь. Но ее жители наверняка потребуют серьезных социальных льгот и гарантий безопасности. И об этом тоже надо хорошо подумать.