Сапоги пропали вместе с сапожником
Знакомая недавно сдала почти новые кожаные сапоги в ближайшую к дому будку, где ремонтируют обувь, – таких немало на улицах Чебоксар. А когда пришла забрать готовый заказ, там оказалось закрыто. Замок висел и на следующий день, и спустя неделю. Вместе с ремонтниками исчезли и сапоги, и деньги, заранее уплаченные за починку.
- Вероятно, эта мастерская работала нелегально, не получив у нас разрешения, - предположила начальник отдела бытового обслуживания администрации г. Чебоксары Н. Храмова. – «Подпольные» мастера могут свернуть работу, если кто-нибудь заподозрит неладное.
Впрочем, открыть пункт по ремонту обуви официально никому не запрещается. Но для этого нужно собрать необходимые документы. Потребуются заключения санэпид-станции, от пожарных, энергонадзора, управления рекламы и дизайна, разрешение из райадминистрации, договор на аренду нежилого помещения площадью не менее восьми квадратных метров. После чего останется лишь получить свидетельство частного предпринимателя с пометкой «бытовые услуги». Список приличный – не каждому, наверное, охота бегать по всем инстанциям, а потом еще и налоги платить. Поэтому и появляются нелегальные мастерские. Кто из потребителей будет требовать у обувщика показать документы? Лишь бы заказ был выполнен быстро и хорошо.
Кстати, о качестве ремонта. Встречаются среди обувщиков как дипломированные специалисты, так и самоучки. А кадры для мастерских готовит единственное в республике учреждение – УПК «Облик». Четыре месяца уходит на постижение азов мелкого и среднего ремонта, полгода нужно учиться на мастера крупного ремонта обуви. Впрочем, желающих освоить сапожное ремесло нынче немного – в УПК «Облик» обращаются человека три в месяц.
- Если вызывает сомнение мастерство обувщика, нелишне потребовать у него «корочку», авось он и вправду ничего не умеет, – говорит старший мастер производственного обучения Т. Тихонова. – К нам иногда приходят клиенты, уже побывавшие в уличных пунктах по ремонту обуви. Там часто отказываются поставить маленькую заплаточку, но каблук поменять согласятся запросто, потому что эта услуга дороже…
Цены на услуги обувщиков устанавливают сами владельцы мастерских. Могут сделать надбавку и мастера – прейскурант в таких заведениях часто не на видном месте, да и квитанцию в уличных будках выдают не всегда. Кто ручкой напишет на подошве фамилию заказчика, а кто и вовсе никак не отметит вашу обувку – мол, придете, сами узнаете, чужую же не заберете. А вот деньги за работу требуют вперед.
Сотрудники отдела бытовых услуг гор-администрации советуют в таких случаях потребовать квитанцию. И проследить, чтобы в ней указали, мелкий или крупный ремонт, сроки работы, какая обувь принята (цвет, размер, модель). Если квитанцию оформлять отказываются, лучше развернуться и уйти.
Внешний вид заведения, считает Н. Храмова, тоже говорит о его уровне. Хорошо починят там, где красиво и ухожено, а не в тесной каморке, где между делом выпивают и закусывают…