У КОГО ЛИСТОВОК БОЛЬШЕ?
“Печать – главное оружие партии”, - говорил давным-давно Владимир Ильич Ленин. Партия у нас долгие годы была всего одна, а телевизора во времена Ильича не было.
Теперь партий много. В нынешних выборах участвуют 23 политические силы. У каждой - своя печать, эфирное время на радио и телевидении, уличная реклама и другие методы привлечения внимания избирателей.
Листовки, буклеты, плакаты, книги собрать и сохранить для потомков, конечно, проще, чем что-либо другое. Это и сделали в Государственной публичной исторической библиотеке. “Это не первая подобная выставка. Мы собираем агитационные материалы с 1989 года, когда в нашей стране проходили первые альтернативные выборы”, - сказал директор Государственной публичной исторической библиотеки, заслуженный работник культуры РФ Михаил Афанасьев. Сегодня демократические выборы стали для нас привычными, но вряд ли, считает Михаил Афанасьев, “где-нибудь еще, за исключением шкафов в Центризбиркоме, все эти материалы можно увидеть вместе, в столь полном и к тому же систематизированном виде”.
У некоторых партий уже выработался свой фирменный стиль и цвет. Нетрудно догадаться, что у “Яблока” это - зеленый, у “Единой России” - синий, белый, красный – цвета Государственного флага, у КПРФ – традиционный революционный красный цвет, у ЛДПР все в желто-синей гамме. По экспозиции можно судить и о манере представления материалов той или иной политической силой. В ЛДПР предпочитают печатать объемистые труды вождя, а не агитационные материалы. “Яблочники” тоже предпочитают книжки. Правда, не только Григория Явлинского, но и других авторов. КПРФ и “Единая Россия” предпочитают книгам “малые формы” - листовки и брошюры. В них они иногда даже полемизируют друг с другом. Например, единороссы издали обличающую брошюру “КПРФ: слова и дела”, а коммунисты немедленно написали им свой ответ.
С календариков Аграрной партии смотрит на нас Михаил Лапшин с яблоками, а с календариков “Яблока” - молодой и красивый Явлинский с горящими глазами в анфас. Михаил Лапшин скромен. Он был только на одном маленьком календарике, а на всей остальной печатной продукции Аграрной партии – прекрасная пышнотелая селянка.
У Партии Возрождения России – большой календарь. Там изображен Геннадий Селезнев на фоне статуи “Рабочий и колхозница”. Геннадий Райков, Геннадий Трошев, Николай Державин – лидеры “Народной партии”, смотрят на нас, словно три богатыря, с листовки под лозунгом “Мы за народ, за Родину, за веру!” Партия “Новый курс - автомобильная Россия” подготовила памятку для водителя.
Попадаются и весьма оригинальные экспонаты. Например, вкладыш к российскому паспорту, куда можно вписать свою национальность от Объединенной Российской партии “Русь”. “Русь” позаботилась также и о подрастающем электорате. Для детей она предлагает книжку-раскраску “о том, какие красивые мамы на Руси”.
“С этого года мы начинаем еще одну очень интересную акцию – архивирование предвыборных интернет-сайтов, - рассказал Михаил Афанасьев. - По результатам этой работы мы сможем сделать уже не бумажную, а виртуальную выставку. А пока стоит подумать, за кого отдать свой голос на избирательном участке 7 декабря”.