г. Чебоксары Чувашской Республики

Закон – на стороне потребителей

 

Вопросы, возникающие при приобретении технически-сложных товаров бытового назначения, все чаще волнуют чебоксарцев. Рынок товаров сложно-бытовой техники в настоящее время насыщен продукцией импортных производителей. Что нужно знать потребителям, чтобы отстоять свои права, обнаружив неисправность техники, разъясняет начальник инспекции по защите прав потребителей столичной администрации Михаил Калинин.

Гражданин Д. в сентябре прошлого года приобрел в салоне «Элефант» телевизор «Рубин». Через два месяца в телевизоре что-то сгорело, и Д. обратился к продавцу с требованием замены неисправного товара на новый. Однако в салоне его убедили, что телевизоры не подлежат замене и обманным путем заставили подписать потребителя заявление на проведение гарантийного ремонта. Спустя два месяца с момента сдачи телевизор еще не был  отремонтирован, несмотря на неоднократные обращения Д. к продавцу.

Данная ситуация возникла в результате не только непорядочности продавца, но и по причине правовой безграмотности потребителя.

К сожалению, подобные случаи встречаются довольно часто. Продажа технически сложных товаров бытового назначения имеет свои особенности, о которых полезно знать потребителю.

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики (пункт 48 Правил продажи отдельных видов товаров).

По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии.

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

При покупке технически сложных товаров не следует торопиться и лучше воспользоваться всеми правами, предоставленными Законом.

Современная бытовая техника настолько многофункциональна, что продавцу бывает затруднительно дать полную характеристику товара. В данной ситуации будет лучше, если покупатель ознакомится с технической документацией на товар. Это следует сделать по следующей причине. Часто имеют место случаи, когда, приобретая технически сложный товар, через некоторое время покупатель пытается возвратить его продавцу ввиду того, что он не устраивает его по каким-то причинам, причем изделие находится в исправном состоянии. В соответствии с действующими правилами технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества не подлежат возврату и обмену. (Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации). В данной ситуации продавец будет прав, если откажет потребителю.

Но в первую очередь потребителям надо знать свои права в случае приобретения товаров ненадлежащего качества.

Гражданин А. в декабре приобрел в «Эльдорадо» телевизор «Ролсон». В январе в телевизоре появилась неисправность, и гражданин А. обратился к продавцу с просьбой ее устранить. Но в магазине отказались принять телевизор в ремонт и порекомендовали обратиться в сервисный центр «Микросота». 13 января телевизор был сдан в «Микросоту». 5 февраля ремонт еще не был произведен.  В данном случае налицо грубые нарушения прав потребителя со стороны продавца. Закон однозначно гласит, что в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель вправе предъявлять по своему выбору определенные требования изготовителю или продавцу. При этом продавец обязан принять товар у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (п.5, ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца или изготовителя (п.7, ст.18 Закона).

В случае предъявления требования о проведении гарантийного ремонта недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме (п.1, ст.20 Закона).

В отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) обязан при предъявлении потребителем требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Причем, если потребитель не предъявит данного требования, продавец (изготовитель) не обязан предоставлять во временное пользование товар потребителю.  На ряд товаров указанное требование не распространяется. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Существует перечень технически сложных и дорогостоящих товаров, в отношении которых требования о замене можно предъявлять только в случае наличия в них существенных недостатков. Понятие существенного недостатка приводится в Законе. Перечень указанных товаров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации. В частности, он включает в себя автоматические стиральные машины, холодильники и морозильники, персональные компьютеры.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования (ст.21 Закона).

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.22 Закона).

За нарушение сроков выполнения законных требований потребителя продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара (п.1, ст.23 Закона).

При возникновении вопросов или затруднений в разрешении потребительских дел у граждан нашего города можно обратиться в инспекцию по защите прав потребителей администрации города Чебоксары, где Вам окажут квалифицированную юридическую помощь.

Телефоны инспекции: 62-06-15,  62-02-44.

 



11 февраля 2004
00:00
Поделиться
;