СМИ превращаются в институт доведения до населения властных полномочий
Пресс-клуб чувашской Школы публичной политики посвятил свое заседание обсуждению правового регулирования деятельности СМИ и, в частности, принятой 12 февраля этого года Кабинетом Министров Совета Европы "Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ". Ведущие журналисты чувашских изданий, корреспонденты радио и телевидения, будущие политики 25 марта обсудили с директором Национального аналитического агентства, экспертом РОО "Открытая Россия" Дарьей Милославской возможность реализации европейских принципов взаимоотношений СМИ и власти. Собравшиеся пришли к неутешительным выводам о том, что российские законодатели в своих решениях последних лет, будь то поправки к "Закону о СМИ", "Закон о противодействии экстремистской деятельности", "Об основных гарантиях избирательных прав", КОАП или даже Трудовой Кодекс, стремятся в обратном от Европы направлении. СМИ последовательно превращаются из инструмента общественного контроля за деятельностью власти в институт доведения до населения властных полномочий. Ярчайшим примером властного абсурда, по мнению участников сессии "Журналист и власть. Мораль и право", стало принятое чуть более месяца назад положение об аккредитации журналистов в Смоленской городской администрации, где пресс-служба признается органом, осуществляющим цензуру. И подобные случаи далеко нередки: в этом убеждаешься, когда встречаешься с журналистами со всей страны на семинарах Клуба региональной журналистики "Из первых уст", отметила Д.Милославская.
ИА REGNUM публикует европейские принципы, касающиеся распространения информации и выражения мнений о политических деятелях и государственных должностных лиц в СМИ:
I. Свобода выражения мнений и распространения информации посредством СМИ Плюралистическая демократия и свобода политической дискуссии требуют, чтобы общество получало информацию по всем вопросам жизни общества, что предполагает право СМИ распространять негативную информацию и критические мнения о политических деятелях и государственных должностных лицах, а также право общества знакомиться с ними.
II. Свобода критики государства и общественных институтов
Государство, правительство и любые другие институты исполнительной, законодательной и судебной власти могут подвергаться критике в СМИ. В связи с их господствующим положением, эти институты не должны быть защищены посредством уголовного законодательства от клеветнических и оскорбительных утверждений. Причем, в тех случаях, когда данные институты пользуются такой защитой, она должна применяться в ограниченной степени, чтобы ни коим образом не ущемлять свободу критики. Лица, представляющие эти институты, сохраняют право на индивидуальную защиту.
III. Общественная дискуссия и контроль за политическими деятелями
Политические деятели решили заручиться общественным доверием и соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии, а значит, общество может осуществлять за ними строгий контроль и энергично, жестко критиковать в СМИ то, как они выполняли или выполняют свои обязанности.
IV. Общественный контроль за государственными должностными лицами
Государственные должностные лица должны согласиться стать объектом общественного контроля и критики, в частности посредством СМИ, в отношении того, как они исполняют или исполняли свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
V. Свобода сатирических выступлений
Юмор и сатира, охраняемые ст. 10 Конвенции, допускают высокую степень преувеличения, даже провокации, при условии что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела.
VI. Репутация политических деятелей и государственных должностных лиц Политические деятели не должны пользоваться большей защитой своей репутации и прав, чем другие граждане, и поэтому в соответствии с нормами национального законодательства за критику политических деятелей к СМИ не должны применяться более суровые меры наказания. Этот принцип также распространяется на государственных должностных лиц; отступления от него допустимы лишь в строго ограниченных случаях, когда это необходимо в интересах надлежащего осуществления государственными должностными лицами своих полномочий.
VII. Защита частной жизни политических деятелей и государственных должностных лиц
В соответствии со ст. 8 Конвенции частная и семейная жизнь политических деятелей и государственных должностных лиц должна быть защищена от освещения в СМИ. Однако информация об их частной жизни может распространяться в тех случаях, когда имеется общественная обеспокоенность непосредственно в отношении того, как они исполняли или исполняют свои обязанности, с учетом необходимости избегать нанесения ненужного вреда третьим лицам. В случае, если политические деятели или государственные должностные лица обращают внимание общества на те или иные стороны своей частной жизни, СМИ имеют право подвергать их тщательному анализу.
VIII. Средства защиты от противоправных действий СМИ
Политические деятели и государственные должностные лица должны иметь возможность пользоваться теми же средствами правовой защиты от нарушения их прав со стороны СМИ, что и частные лица. Размеры компенсаций за нанесенный ущерб и штрафов, взыскиваемых за клевету или оскорбление, должны быть соразмерны степени нарушения прав и подрыва репутации других лиц, с учетом любых возможных добровольных компенсационных мер, предлагаемых самими СМИ и принимаемых потерпевшими. За клевету или оскорбление с использованием СМИ не должно назначаться наказание в виде лишения свободы, за исключением случаев, когда такая мера наказания совершенно необходима и соразмерна степени нанесенного вреда, особенно в тех случаях, когда в результате распространения СМИ клеветнических или оскорбительных высказываний, например, направленных на разжигание ненависти, было допущено серьезное нарушение других основных прав личности.