Административные «химеры» исчезнут в процессе децентрализации
Сегодня уже никто не будет спорить, что в России сложилась абсолютно ненормальная ситуация: Москва и Московская область поглощают огромное количество финансовых и человеческих ресурсов, при этом все без исключения остальные регионы страны существенно отстают от центра по всем экономическим и социальным показателям.
Наблюдается бешеный уход денег и бизнеса в Москву. Причем, Московскую область можно даже не учитывать. Так, легальный валовой региональный продукт Москвы, деленный на легальное число работающих в Москве, в 4 раза выше аналогичного показателя в Центральном федеральном округе за вычетом Москвы.
Неравенство в развитии столицы и регионов нарастает. Если в 1995 году на Москву приходилось 12% жилищного строительства России, то в 2002 году — уже больше 27%.
Как отмечают специалисты, в условиях сегодняшнего экономического подъема в России трудовые ресурсы и капитал движутся по трем направлениям: в сторону балтийских и черноморских портов и в московский регион. Россия постепенно может превратиться в страну с тремя процветающими регионами — Москва и Московская область, Санкт-Петербург с прилегающим регионом и курортная зона Большого Сочи, в то время как остальная территория страны будет нищенствовать.
Тема ненормальной разницы в развитии Москвы и регионов не раз поднималась в СМИ, однако актуальность на государственном уровне приобрела лишь недавно, в связи с готовящимся укрупнением российских регионов. На Круглом столе «Может ли децентрализация быть позитивным фактором регионального развития?» в ИА «Росбалт» свои точки зрения представили эксперты, занимающиеся этой проблемой не один год.
По мнению научного сотрудника ИМЭМО РАН, президента Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонида Григорьева, ситуация с российскими регионами до последнего времени выглядела так: «Географы описывали расположение клеток в зоопарке, бюджетники занимались переносом кормов из клетки в клетку. При этом, никого не интересовало, что происходило в клетках».
Как считает ученый, в клетках происходили негативные процессы. Экономический кризис конца 90-х затронул регионы весьма неравномерно. В первую очередь, пострадали субъекты Федерации, специализировавшиеся на легкой промышленности, машиностроении, оборонке. Экономический подъем должен был, казалось, расставить всё и всех по своим местам, уровнять регионы. Однако вместо этого страна получила катастрофическое неравенство.
По мнению Григорьева, причиной тому — неправильная бюджетная, тарифная, налоговая политика, проводимая в России. «Политика федеральной власти не способствует развитию регионов. Дотационная практика неэффективна. Необходимы новые методы», — заявил Леонид Григорьев.
Руководитель сектора внутриполитических исследований Института США и Канады Валерий Гарбузов видит причины неравенства регионов в истории становления российского государства. Период феодальной раздробленности породил московское удельное княжество, миссией которого стало объединение, стягивание под своим крылом остальных территорий. Традиция продолжилась и в эпоху СССР. И по сей день все ресурсы страны стягиваются в Москву. Однако, по мнению Гарбузова, основания для такой централизации существуют только в «смутное время». Сегодня имеют место обратные процессы — процессы децентрализации или федерализма.
На примере Западной Европы и США можно проследить, как некогда унитарные государства (Италия, Франция) по сути становятся федерациями. То же самое, по мнению Гарбузова, ждет и Россию. «Прошу учесть, что опыт федерализма в тех же США накапливался веками, в то время как в России доминировала совсем другая традиция. Поэтому, глупо рассчитывать, что в нашей стране децентрализация произойдет за год или даже за десять лет», — подытожил Валерий Гарбузов.
Научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) Вячеслав Глазычев призвал коллег оперировать понятиями контрцентрализация или альтерцентрализация, что, по его мнению, снимает с децентрализации излишнюю политическую окраску. Ведь децентрализация, в первую очередь, это экономически обоснованный процесс. «Нынешние административные единицы — это химеры, за которыми реально не стоит никаких экономических, социальных и прочих предпосылок, — считает Вячеслав Глазычев. — Это очень неустойчивая конструкция, для которой нет никаких оснований».
Как полагает научный руководитель ЦСИ ПФО, процесс децентрализации уже идет сам собой. В нем можно принимать участие, можно не принимать, но остановить его — значит, пойти наперекор объективным, естественным обстоятельствам. Одним из примеров начавшейся децентрализации является тот факт, что московская система высшего образования значительно отстает от региональной.
«Московская вузовская система распухла и ожирела. Технические университеты Новосибирска и Челябинска гораздо сильнее московских технических ВУЗов. Социально-экономический факультет Нижегородского Политехнического университета сильнее, чем Московская высшая школа экономики», — утверждает Вячеслав Глазычев. Культурным центром России, по мнению Глазычева, Москву также считать не стоит. Он в данный момент находится в Санкт-Петербурге.
О политическом аспекте децентрализации, то есть переносе столичных функций в регионы, говорил руководитель ЦСИ ПФО Сергей Градировский. По его мнению, эта т.н. пространственная децентрализация может реально способствовать региональному развитию. На примере Нижнего Новгорода Градировский рассказал о том, как именно это может произойти. В ПФО уже несколько лет действует программа «Культурная столица Поволжья». Статус столицы в этом случае непостоянен и является объектом соревнования. В прошлом году борьбу за него выиграл город Чебоксары (Чувашия).
После того, как в рамках «культурной столицы» в Чебоксарах реализовался ряд культурных и бизнес-проектов, инвестиционный рейтинг города вырос на несколько пунктов. «Мобильная столичность, по крайней мере культурная, в данном случае доказала свою состоятельность, — сказал Серней Градировский, — так почему бы экономической и политической элитам не стать мобильными вслед за культурной?».
Нижний Новгород фигурировал и в интервью полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, которое накануне он дал корреспонденту «Росбалта». За день до этого в некоторых СМИ появились высказывания полпреда о грядущем переносе столичных функций, в частности судебной власти, в Санкт-Петербург. Как рассказал Клебанов «Росбалту», этот вопрос сейчас рассматривается. Среди других российских городов, могущих принять столичные полномочия, Клебанов назвал Нижний Новгород и Екатеринбург.
Как показала инициированная ИА «Росбалт» дискуссия, тема децентрализации подразумевает множество подчас противоположных точек зрения. Но одно обстоятельство не вызывает в экспертном сообществе разночтений: децентрализация — естественный процесс, подразумевающий наличие экономических, социальных и прочих предпосылок. А существующие ныне «административные химеры» должны со временем исчезнуть с карты Российской Федерации.