ПРИМЕР - УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛИ
|
- Галина Петровна, как вы считаете, научить здоровью можно?
- Общеизвестно, что здоровье человека более чем на 50 процентов зависит от его образа жизни. Эти более чем 50 проц. и есть поле нашей деятельности. Оставшаяся доля распределяется между наследственностью, экологией и медициной. Обучать здоровью необходимо. Причем на еще более высоком, профессиональном уровне, чем любому другому предмету. И чем больше на нас наступает телевидение, компьютеризация, тем значимее физкультура.
В нашей республике вопросы сохранения и укрепления здоровья людей являются приоритетными в государственной политике. Это еще раз подтвердил Президент Н.Федоров, объявив 2004 год Годом молодежи и здорового образа жизни.
Несомненно, что главная ответственность в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения ложится на родителей и систему образования. Сегодня у нас накоплен интересный и разнообразный опыт в этом направлении. Так, мы в числе первых в России ввели в учебную программу школ 3-часовые занятия физкультурой в неделю. И пусть небольшие, но результаты уже есть - ученики стали меньше болеть. Помимо этого, во многих школах ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные игры во время перемен, после уроков работают спортивные секции, клубы. Немало образовательных учреждений стали федеральными, республиканскими экспериментальными площадками, выигрывают гранты, выступают инициаторами спортивных акций. Приведу лишь несколько примеров. Одним из центров воспитания стал социокомплекс в поселке Лапсары, работающий по программе здоровьесбережения: детский сад № 123, средняя школа № 42, спортивная школа №4 и детская поликлиника. Своеобразное “ноу-хау” педагогов - уникальная программа “Игры Батыра”. На сюжетных занятиях физкультурой дети знакомятся с чувашскими народными играми и сказками, перевоплощаются в героев национального фольклора. А это очень важно: идет разностороннее воспитание ребенка, через физическое развитие и приобщение к истокам традиций, культуры своего народа и формируется юный гражданин.
Интересна практика по укреплению здоровья детей в чебоксарских школах № 61 и 59. Заслуживает внимания и программа оздоровления детей канашской школы №6. Здесь 1 сентября первоклассники получают дневник “Зеркало здоровья” и ведут его вместе с родителями. А на третьем уроке физкультуры ребята по выбору занимаются или плаванием, или аэробикой, или танцами.
Замечательный опыт есть и у сельских педагогов. К примеру, в Вурманкасинской школе Вурнарского района за счет объединения малокомплектных классов проводят в неделю не три, а целых пять уроков физкультуры. И подобных школ, активно внедряющих здоровьесберегающие технологии, в республике много: у каждой свои особенности, свое лицо.
Опыт Чувашии по достоинству оценен на федеральном уровне: нам было предложено принять участие в проекте Евросоюза "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации". И ученики, и учителя вместе учатся быть здоровыми. Обучение проходит в живой игровой форме. Ребята и их наставники разрабатывают свои мини-проекты, проводят акции, конкурсы плакатов, посвященные здоровому образу жизни. Причем занятия и различные тренинги проводятся так, что школьники сами определяют, какие привычки вредны для здоровья и почему. Тем самым воспитывается личная ответственность ребят за свое здоровье - ведь право выбора остается за ними.
- Думаю, ребятам, у которых есть право выбора, повезло. А как быть учащимся школ, где уроки проходят скучно и заурядно? Ведь в республике есть и такие.
- Да, к сожалению, подобное еще есть. В этом году специальной комиссией был проведен мониторинг качества уроков физкультуры. По его результатам у нас есть серьезные претензии к урокам физкультуры в школах Алатыря и Чебоксар, Красночетайского и Яльчикского районов. Знаем и об учителях, которые позволяют себе приходить на уроки без спортивной формы, работают по старинке, слабо осваивают новые методики преподавания, совсем не учитывают интересы учащихся. Именно поэтому, чтобы изменить ситуацию, мы и начинаем новый эксперимент. (Пока, правда, он пройдет только в нескольких школах). Вместо учителей физкультуры в школах будут работать тренеры-преподаватели по физической культуре, а обычные уроки физкультуры заменят занятиями в секциях. Выбирать и решать, в какой секции заниматься, учащиеся будут сами.
- А сами педагоги умеют ли учить здоровью?
- Ежегодно 25 процентов учителей проходят курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования, усиленно изучают здоровьесберегающие технологии, в том числе валеологию и физиологию человека. Как показывает практика, чтобы уроки были содержательными, интересными, педагог должен сам постоянно учиться. И, помимо плановых курсов, у нас проходят выездные семинары по образовательным округам. Учителя, директора школ знакомятся с современными формами проведения уроков, изучают опыт соседей, обмениваются методическими наработками.
Более 200 педагогов по проекту Евросоюза прошли специальный курс обучения здоровью в школах. И, как потом сами признавались, занятия дали им "второе дыхание" и новые творческие идеи. Учились люди тому, как на неспортивных уроках - физике, математике, литературе, химии - можно показывать достоинства и престижность здорового образа жизни. Все учебные предметы должны работать на здоровье и во имя здоровья, только тогда школьник будет здоров.
- Известно, что в прошлом учебном году школы получили новое спортивное оборудование. Как это повлияло на учебный процесс?
- Несомненно, это стало важным стимулом для хорошей творческой работы учителей физкультуры. Напомню: благодаря Соглашению между руководством республики и Министерством образования и науки Российской Федерации школам республики поставлено спортивное оборудование на 6 млн. рублей. Плюс к этому мы получили дополнительно из федерального бюджета спортинвентарь на 1 млн. рублей в качестве приза за активную оздоровительную работу. Он был вручен 97 лучшим образовательным учреждениям, работающим по инновационным программам, развивающим физкультуру, спорт. Мы сохраним эту практику и в дальнейшем: будем помогать и поощрять тех, кто активно участвует в республикан-ских, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Спортинвентарь будет поступать к нам по 2006 год включительно. И я надеюсь, что если в прошлом году школы в основном заказывали мячи, лыжи, то нынче заказы будут более солидными, продуманными. Ведь в спортзалах есть место и для гимнастических снарядов, и для тренажеров.
- А после уроков приобщение ребят к занятиям физкультурой и спортом продолжается?
- Обязательно. Именно после уроков и «закипает» спортивная жизнь в школах, учреждениях системы дополнительного образования. В кружках, студиях, клубах, секциях занимается 84,6 процента детей, подростков и учащейся молодежи. С каждым годом на базе школ открывается все больше спортивных кружков и секций. Мы ежегодно проводим более 600 массовых спортивно-оздоровительных мероприятий. В них участвует более 125 тысяч юных жителей республики. Наиболее массовые из этих стартов - "Президентские состязания", спартакиада школьников на Кубок Президента Чувашской Республики, спартакиады учащихся и студентов учреждений профессионального образования. Тем более и с выездом на соревнования проблем сейчас нет - выручают школьные автобусы.
Главное для нас, чтобы ребенок, выйдя из стен школы, не только сохранил и укрепил свое здоровье, но и выработал потребность в регулярных занятиях физкультурой, знал, что успешность его карьеры во многом зависит от того, следит ли он за своим здоровьем.
- Известно, что многие привычки, нормы поведения у детей формируются в семье. И в процессе всеобщего обучения здоровью без сотрудничества родителей и школы, конечно, не обойтись.
- Считаю, что родителей и педагогов всех образовательных учреждений должна объединять одна цель: помочь нашим детям выйти во взрослую жизнь сильными - нравственно и физически. Только такая молодежь может обеспечить достойную жизнь себе, своим родителям в старости и приносить пользу обществу.
Начинать нужно с малого, всем известного, даже банального: с раннего детства приучать ребят к определенному полезному режиму дня (занятия, игры, прогулки, здоровый сон), отучать их от многочасового сидения перед телевизором и компьютером, не говоря уже о вредных привычках. И надо помнить, что в основе здоровья - не только занятия физкультурой, но и правильная, полноценная еда. Овощи, фрукты, горячее питание ребенок обязательно должен получать ежедневно. Это и составляет часть воспитания общей культуры человека.
И, конечно, родители должны помнить, что большинство детей, вырастая, относится к своему здоровью так, как это принято в семье. Сейчас во многих дворах есть волейбольные площадки. Уверена, что если папы выйдут во двор с мячом, то дети тут же составят им компанию. У нас немало примеров, когда родители становятся общественными тренерами. Так, Владимир Серапионович Павлов по вечерам в спортзале школы № 56 ведет для всех желающих секцию по футболу. И делает это совершенно бескорыстно, его дети школу уже закончили. Школьные спортзалы и стадионы готовы принять в вечернее время сборные команды родителей и детей.
Почему мы так много занимаемся сегодня всем, что помогает детям стать здоровыми? Почему это так важно? Не секрет, что ребенка, не выработавшего постоянной потребности много трудиться - учиться, заниматься физкультурой и развивать другие способности, - рано или поздно «затягивает улица». Потому мы так настойчиво работаем с администрациями районов и городов, чтобы они выделяли побольше средств на приобретение спортинвентаря, открывали новые спортивные кружки и секции, стимулировали работу лучших учителей физической культуры.
- По традиции в начале нового учебного года принято спрашивать о планах. Какие новшества ждут нас в области обучения здоровью?
- Вообще, здоровье - понятие очень широкое. Это не только занятия спортом и правильный образ жизни, но и нравственное, духовное начало в человеке. И очень важно гармонично воспитать в юном гражданине все эти качества. Об этом пойдет серьезный разговор на августовской конференции.
Как вы знаете, в этом году 1 сентября начнется с урока “Выбираем здоровый образ жизни”. Несомненную пользу, хороший творческий заряд на предстоящий учебный год даст участие в этом мероприятии известных спортсменов, руководителей различных рангов и просто жителей республики, предпочитающих праздности здоровый образ жизни.
С этого года во всех школах в обязательном порядке вводим утреннюю гимнастику, динамические перемены, физкультминутки на уроках (хотя во многих учебных заведениях это уже вошло в практику). Продолжится работа по отдельным международным и российским проектам по обучению школьников здоровому образу жизни. Планируем также организовать и провести целую серию конкурсов «Лучший учитель физкультуры», «Лучший спортивный класс (школа)», «Лучшая реклама о здоровье», "Лучшее электронное сочинение "Что я понимаю под здоровьем". По-прежнему конкурсность, состязательность будут определяющими в системе мер по оздоровлению ребят. Надеемся, что учителя, ученики и их родители поддержат нас своим активным участием.
- Галина Петровна, а какую роль в вашей жизни играют физкультура и спорт?
- С физкультурой и спортом дружу с самого детства. Я была спортивным ребенком. С удовольствием ходила на уроки физкультуры, в секции, увлекалась спортивной гимнастикой. Показывала неплохие результаты. И я благодарна своим учителям и тренерам. Те черты характера, которые сформировались во время занятий: настойчивость, стремление к успеху, умение не пасовать перед трудностями, мне очень помогли в жизни. И сейчас, по возможности, стараюсь поддерживать спортивную форму, бываю в тренажерном зале, с удовольствием посещаю бассейн. Тем более команде министров есть на кого равняться. Президент республики, как вы знаете, сам активно занимается спортом и считает, что люди, работающие вместе с ним, должны быть тоже спортивными. Напряженный рабочий ритм требует хорошей формы, а без активного отдыха с этим не справиться.