БУДУЩЕЕ ГОРОДА В ЗЕРКАЛЕ ГЕНПЛАНА
Чебоксарцы гордятся своей столицей. Это светлый, красивый город, который строится и живет, решая проблемы и стремясь к лучшему. А какой будет столица в будущем - и не в призрачном и далеком, а лет так через двадцать?
Единственный документ, который может дать такое представление, - это генеральный план города. Прежний был принят давно, еще в 1985 году, и время, как всегда, рассудило по-своему. Чебоксары и Новочебоксарск «передумали» соединяться, не нужна стала и скоростная магистраль, ведущая в центр, - нынче он и так задыхается от беспрестанного потока машин. По жилью этот документ осуществился практически на все сто, а вот из 14 запланированных транспортных сооружений были построены только два.
Образ современной столицы «нарисован» в проекте нового генплана. Около четырех лет работал над ним научно-проектный институт пространственного планирования «Энко» из Санкт-Петербурга. К сбору информации подключились и многие городские и республиканские службы. На памяти – один из архитектурных семинаров, где руководители ведомств обозначили множество городских проблем. К примеру, строители говорили о проблемах стареющих домов (а значит, реконструкция теперь будет также актуальна, как новое строительство); санитарных врачей беспокоили защитные зоны вокруг заводов (за это время были приняты новые СанПиНы, по которым разрывы увеличиваются), у гидрогеологов были свои соображения насчет выхода города к Волге…
Сейчас, когда работа над новой картой Чебоксар практически завершена, можно сказать, что учитывалось все. А если попробовать заглянуть в завтра? Город за это время не нарушит своих границ и найдет внутренний потенциал для развития. Изменится центр столицы - свободнее станет пешеходам и общественному транспорту. У главной магистрали (пр. Ленина - ул. К. Маркса) появятся два полноценных дубля: ул. Энгельса – Ярославская и участок 30-й дороги, который свяжет ул. Шевченко и Урицкого. Изменится и архитектурный облик – центр «подрастет». Мансарды, надстройки, вставки позволят «хрущевкам» догнать время. Выбор у домов первых массовых серий небольшой – здания, отжившие свое, снесут. Местами поднимутся и новые современные дома – в счет выборочного уплотнения застройки.
Свободных земель в городе не так уж и много, но для новостроек на срок до 2020 года хватит. Иногда многоэтажки будут теснить ветшающий жилой сектор. В числе зон первоочередного строительства называют Восточный косогор (в частности, микрорайон 3 Центр), Грязевскую стрелку, район ул. Б. Хмельницкого, микрорайоны «Волжский-3» (между автостанцией «Новосельская» и парком имени 500-летия Чебоксар), «Университетский», а также по ул. Гладкова (в состав этого микрорайона войдет первая в городе мечеть, уже отстроенная возле рынка «Ярмарка»). Будут застраиваться и другие территории. В ближайшие 15-20 лет город увеличит свой жилищный фонд в 8,5 млн. кв. метров еще на 4 млн.
Радикально предстоит измениться молодой территории Чебоксар – Заволжью. Сейчас там разве что сосновые леса (что само по себе богатство), а будет, в дополнение к ним, современный курорт – с многочисленными гостиницами, туристическими комплексами и разнообразными развлечениями на воде. В Чандрово же станет развиваться коттеджное и малоэтажное строительство. А вот ветхий фонд уйдет - из районов ул. Б. Хмельницкого, Водопроводной, Южного поселка. Не осталась без внимания в генплане и городская трущоба – Восточный поселок.
Не исключено, что в городе станет легче дышать. Ведь предприятиям, волею судьбы оказавшимся в окружении жилых кварталов, предстоит внедрять на производстве новые природоохранные технологии, чтобы получить возможность снизить санитарные разрывы, либо менять профиль или же искать новое место жительства – где-нибудь за городом. Сегодня промышленных зон в столице несколько. Одна из крупных примыкает к Марпосадскому шоссе – от района «Энергозапчасти» до восточной проходной тракторного завода.
Согласно генплану, покинут город самолеты. Аэропорту требуется дистанция. Сейчас в зоне шумового действия и подлета небесных лайнеров – внушительная часть Южного поселка и Альгешева (кстати, и прежний генплан рассматривал эту дислокацию аэропорта как временную). А вот новую площадку предстоит подобрать. Вообще, многие привычные территории поменяют свой статус, будь то нынешняя городская свалка, которая трещит по швам, некоторые кладбища в черте города или же участки под сады-огороды. Зеленая же зона города, по скромным подсчетам, должна вырасти втрое.
Пополнился и проект охраны культурного наследия Чебоксар (прежний был принят еще в конце 70-х). В него, помимо почти ста уже имеющихся памятников истории и культуры как республиканского, так и федерального значения, вошли еще 26. В частности, жилые кварталы по ул. И. Франко и Текстильщиков – как пример застройки середины прошлого века, старейшие чебоксарские школы № 7 и 11. Или «Чебоксарский городок» в Заволжье (эпоха неолита).
Дополняют новую карту города «Правила землепользования и застройки» - своего рода закон, по которому будет жить город. Ведь теперь он развивается не только за счет государства, но и при помощи частных инвестиций. «Правила» сможет приобрести любой застройщик – чтобы заранее знать, где что можно строить. Там, на карте правового зонирования, будут обозначены все территории – жилые, общественные, рекреационные и т.д. И соответственно даны ограничения к каждой из них.
Сейчас новый генеральный план города готовится к утверждению. Он уже получил положительные заключения многих городских, республиканских ведомств, прошел ряд экспертиз, в том числе и государственную экологическую. Недавно стратегический для города документ был рассмотрен на коллегии и градостроительном совете Минстроя республики с участием председателя Кабинета Министров ЧР Сергея Гапликова.
Остается добавить, что первый генплан Чебоксар утверждала еще Екатерина II – наверное, и бумага для него выбиралась самая лучшая. А нынешний, XXI века, не простой, а компьютерный. Основой послужило космическое изображение нашей столицы, снятое со спутника. А при помощи ГИС-технологий создано этакое «многослойное зеркало», в котором отражается развитие города во всех сферах.