г. Чебоксары Чувашской Республики

12:04 Инспекция по защите прав потребителей советует

 

В последнее время участились случаи обращения потребителей по вопросам, связанным с приобретением сотовых телефонов. Для разъяснения прав потребителей в этом вопросе рассмотрим типичную ситуацию на конкретном примере.

В марте 2004 года гражданка Г. приобрела в салоне «Элефант» сотовый телефон «Самсунг». Не прошло и трех месяцев, как телефон начал «барахлить». 9 июня телефон сдается продавцу и пишется заявление с требованием его замены на новый. В целях выяснения причины возникновения недостатка товара продавец отдает телефон на экспертизу. При этом устанавливается срок проведения экспертизы - 30 дней. Cтатья 21 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования». А в статье 16 Закона говорится, что «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными». То есть, продавец изначально нарушил закон, обрекая себя на выплату неустойки потребителю. Ни через месяц, ни через два телефон не был заменен, причем продавец заявил, что телефон утерян. 19 августа гражданка Г. обратилась в инспекцию по защите прав потребителей. Теперь наряду с удовлетворением первоначального требования потребителя продавец должен выплатить ему еще и неустойку. В статье 23 Закона говорится, что за нарушение сроков выполнения законных требований потребителя продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Право на неустойку возникло у потребителя 30 июня. Таким образом, по состоянию на 19 августа неустойка уже составляла 50%. И чем больше продавец тянет время с выполнением требований потребителя, тем больше убытков он понесет.

Часто имеют место случаи, когда в течение гарантийного срока товар сдается на ремонт. Согласно Закону недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме. В отношении товаров длительного пользования на период ремонта по требованию потребителя продавец обязан в трехдневный срок предоставить ему безвозмездно аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Как правило, потребители не знают об этом своем праве  и им не пользуются.

Ещё один пример. Гражданка Л. в апреле приобрела в том же салоне «Элефант» сотовый телефон «Сименс». В августе в телефоне появилась неисправность. Потребитель обращается к продавцу с требованием расторгнуть договор купли-продажи и возврата денег. Ответ продавца был таков: деньги получите только в том случае, если телефон не подлежит ремонту. При этом забирает товар на экспертизу на те же 30 дней. Опять нарушение Закона. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе сам выбирать либо ремонт, либо замены товара, либо возврата денег. Возврат денег должен быть произведен в течение десяти дней с момента выдвижения требования. В противном случае у потребителя возникает право на получение неустойки.

И еще об одном моменте хотелось бы проинформировать потребителей. В последнее время некоторые фирмы, торгующие бытовой техникой, якобы в интересах покупателей, предлагают подписать какой-либо документ. Он может называться по-разному: договор купли-продажи, сервисный сертификат и т.д. Прежде чем поставить подпись на документе, необходимо внимательно его изучить, так как оговоренные условия могут существенно ограничить права потребителя. Не устраивающие Вас непредусмотренные федеральным законодательством условия договора могут быть вычеркнуты или же следует отказаться поставить подпись на документе. Если же покупатель уплатил деньги и получил кассовый или товарный чек, договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме (пункт 20 Правил продажи отдельных видов товаров), и в этом случае покупатель не обязан ничего подписывать.

При возникновении вопросов или затруднений в разрешении потребительских дел у граждан нашего города можно обратиться в инспекцию по защите прав потребителей администрации города Чебоксары, где Вам окажут квалифицированную юридическую помощь.

Телефоны инспекции: 62-06-15,  62-02-44.



07 сентября 2004
00:00
Поделиться
;