ЗЕРКАЛА ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ
Прокатчиков не интересует адекватность трагическому моменту
Слово «террор» пришло к нам из французского. «Terreur» — «ужас» в прямом переводе — в жизни и на экране имеет одну задачу: испугать. Отечественные прокатчики не дают нам возможности отвлечься от смерти. Экран сентября ею переполнен.
Похоже, террористы по обе стороны океана придерживаются черного календарного плана, в котором сентябрь назначен самым ужасным месяцем года.
Трагедия в Нью-Йорке отозвалась долгим эхом в американской киноиндустрии. Крупнейшие кинокомпании пересматривали планы. Кинопрокат спешно перекраивался заново, коррективы вносились в завершаемые проекты. Даже сюжет «Случайного шпиона» с неизменным Джеки Чаном был сшит заново.
В этом процессе участвовали и звезды. Джеми Ли Кертис отказалась сниматься в «Правдивой лжи-2», заявив: «Терроризм более не является поводом для насмешек… Я думаю, что с юмором на эту тему покончено навсегда».
В связи с терактами был отложен выход «Тренировочного дня» с Дензелом Вашингтоном. Премьеру безобидного «Тихого американца» отодвигают… до лучших времен. Комедии «Большая неприятность» помешало стартовать неуместное в дни траура название.
Быстрее всех на катастрофу реагирует телевизионный кинопоказ. Из телеэфира оперативно изъяты боевики и фильмы-катастрофы. Запрещен к показу рекламный ролик «Человек-паук-2» с паутиной, натянутой между еще целыми башнями. Замораживается выход боевика со Шварценеггером «Косвенный ущерб» (в российском прокате — «Возмещение ущерба»). Взамен предлагаются главные идеологические транквилизаторы — семейные ленты.
Ждать гуманности наших «телекнопок» по отношению к «рейтинговому контингенту» не приходится. У нас все наоборот. Страшно в новостях, но в перерывах между ними кино продолжает пугать. Например, главным советским фильмом-катастрофой «Экипаж». Или «Стирателем», в котором простреленный бравый Арни противостоит коррумпированным террористам. Первый канал, настойчиво призывающий зрителей: «Оставайтесь с нами!», на третий день после кровавого штурма показывает нам «Диверсанта», «Приступить к ликвидации», триллер «Ускользающий вирус» и уже вполне «вегетарианские» «Улицы разбитых фонарей». А через день в эфире — фильм с названием, звучащим вовсе уж кощунственно: «Потерянные дети».
Отечественным прокатчикам тоже некогда думать о корректности, этике, даже элементарной адекватности трагическому моменту. Все мысли заняты ростом бокс-офисов. В Америке, Великобритании «Пароль — «Рыба-меч» был еще запрещен к прокату — в России выпущен с помпой… по злой иронии в день, когда наш самолет упал в Черное море. В том фильме крутой Траволта взрывает дома, машины… И самолеты?
Сентябрьский экран заражен вирусом смерти. В двух главных премьерах месяца — «Превосходство Борна» Пола Гринграсса и «Соучастник» Майкла Мэнна — голливудские суперзвезды Мэтт Дэймон и Том Круз демонстрируют нам победительную силу убийства. Блестящие киллеры, непобедимые и неотразимые. Способные противостоять ФБР, мафии, ЦРУ. Винсент Круза, так же как и Борн Дэймона, — убийца высшей категории. Так сказать, «от кутюр». Очень дорогой. Способный справиться с самой сложной «работой» за ночь. Этим-то он и интересен Тому Крузу: «Он абсолютный профессионал. Создавая образ персонажа, я смотрел на убийство с этой точки зрения». Круз наделяет своего героя чертовским обаянием. Седоватый джентльмен. Хороший костюм. Элегантная небритость.
Рядом в афише — «Гнев» Тони Скотта о «солдате удачи», успешном борце с киднепингом. Даже вполне безобидная криминальная комедия «Девять ярдов-2» — повествование о вынужденном возвращении к «профессии» бывшего наемного убийцы Джимми Тадески. И Брюсу Уиллису вновь приходится как следует «поработать» с гангстерами.
Годар оставил завет кинематографистам: «Зеркалам надо хорошенько подумать, прежде чем давать отражение». Я не против триллера — самого зрелищного жанра в кино. Или ужастиков, боевиков. Или фильмов-катастроф. И не хочу смотреть перманентное «Лебединое озеро» по всем программам. Но в стране, охваченной горем и ужасом, стоило бы менеджерам от кинопоказа отказаться от роли «властелинов страха». И вместо кино, «одержимого убийствами», хотя бы на время перейти к «инструкциям по выживанию». Но, похоже, стоит принять к сведению завет убийцы Винсента, дарованный им таксисту-«соучастнику»: «Утешься, от тебя все равно ничего не зависит».
P.S. Любопытно, что и самим террористам лавры кинематографистов не дают покоя. В свободное от кровопролития время… они снимают кино. Про себя, любимых. Среди фундаменталистов Кувейта распространяется СD с пропагандистским фильмом «Крылья победы», в котором есть записи проведения терактов. Известно, что и в Беслане среди нелюдей нашлись «кинолюбители». Их съемка — самый страшный из фильмов ужаса. Настоящий «terreur».
20.09.2004
Слово «террор» пришло к нам из французского. «Terreur» — «ужас» в прямом переводе — в жизни и на экране имеет одну задачу: испугать. Отечественные прокатчики не дают нам возможности отвлечься от смерти. Экран сентября ею переполнен.
Похоже, террористы по обе стороны океана придерживаются черного календарного плана, в котором сентябрь назначен самым ужасным месяцем года.
Трагедия в Нью-Йорке отозвалась долгим эхом в американской киноиндустрии. Крупнейшие кинокомпании пересматривали планы. Кинопрокат спешно перекраивался заново, коррективы вносились в завершаемые проекты. Даже сюжет «Случайного шпиона» с неизменным Джеки Чаном был сшит заново.
В этом процессе участвовали и звезды. Джеми Ли Кертис отказалась сниматься в «Правдивой лжи-2», заявив: «Терроризм более не является поводом для насмешек… Я думаю, что с юмором на эту тему покончено навсегда».
В связи с терактами был отложен выход «Тренировочного дня» с Дензелом Вашингтоном. Премьеру безобидного «Тихого американца» отодвигают… до лучших времен. Комедии «Большая неприятность» помешало стартовать неуместное в дни траура название.
Быстрее всех на катастрофу реагирует телевизионный кинопоказ. Из телеэфира оперативно изъяты боевики и фильмы-катастрофы. Запрещен к показу рекламный ролик «Человек-паук-2» с паутиной, натянутой между еще целыми башнями. Замораживается выход боевика со Шварценеггером «Косвенный ущерб» (в российском прокате — «Возмещение ущерба»). Взамен предлагаются главные идеологические транквилизаторы — семейные ленты.
Ждать гуманности наших «телекнопок» по отношению к «рейтинговому контингенту» не приходится. У нас все наоборот. Страшно в новостях, но в перерывах между ними кино продолжает пугать. Например, главным советским фильмом-катастрофой «Экипаж». Или «Стирателем», в котором простреленный бравый Арни противостоит коррумпированным террористам. Первый канал, настойчиво призывающий зрителей: «Оставайтесь с нами!», на третий день после кровавого штурма показывает нам «Диверсанта», «Приступить к ликвидации», триллер «Ускользающий вирус» и уже вполне «вегетарианские» «Улицы разбитых фонарей». А через день в эфире — фильм с названием, звучащим вовсе уж кощунственно: «Потерянные дети».
Отечественным прокатчикам тоже некогда думать о корректности, этике, даже элементарной адекватности трагическому моменту. Все мысли заняты ростом бокс-офисов. В Америке, Великобритании «Пароль — «Рыба-меч» был еще запрещен к прокату — в России выпущен с помпой… по злой иронии в день, когда наш самолет упал в Черное море. В том фильме крутой Траволта взрывает дома, машины… И самолеты?
Сентябрьский экран заражен вирусом смерти. В двух главных премьерах месяца — «Превосходство Борна» Пола Гринграсса и «Соучастник» Майкла Мэнна — голливудские суперзвезды Мэтт Дэймон и Том Круз демонстрируют нам победительную силу убийства. Блестящие киллеры, непобедимые и неотразимые. Способные противостоять ФБР, мафии, ЦРУ. Винсент Круза, так же как и Борн Дэймона, — убийца высшей категории. Так сказать, «от кутюр». Очень дорогой. Способный справиться с самой сложной «работой» за ночь. Этим-то он и интересен Тому Крузу: «Он абсолютный профессионал. Создавая образ персонажа, я смотрел на убийство с этой точки зрения». Круз наделяет своего героя чертовским обаянием. Седоватый джентльмен. Хороший костюм. Элегантная небритость.
Рядом в афише — «Гнев» Тони Скотта о «солдате удачи», успешном борце с киднепингом. Даже вполне безобидная криминальная комедия «Девять ярдов-2» — повествование о вынужденном возвращении к «профессии» бывшего наемного убийцы Джимми Тадески. И Брюсу Уиллису вновь приходится как следует «поработать» с гангстерами.
Годар оставил завет кинематографистам: «Зеркалам надо хорошенько подумать, прежде чем давать отражение». Я не против триллера — самого зрелищного жанра в кино. Или ужастиков, боевиков. Или фильмов-катастроф. И не хочу смотреть перманентное «Лебединое озеро» по всем программам. Но в стране, охваченной горем и ужасом, стоило бы менеджерам от кинопоказа отказаться от роли «властелинов страха». И вместо кино, «одержимого убийствами», хотя бы на время перейти к «инструкциям по выживанию». Но, похоже, стоит принять к сведению завет убийцы Винсента, дарованный им таксисту-«соучастнику»: «Утешься, от тебя все равно ничего не зависит».
P.S. Любопытно, что и самим террористам лавры кинематографистов не дают покоя. В свободное от кровопролития время… они снимают кино. Про себя, любимых. Среди фундаменталистов Кувейта распространяется СD с пропагандистским фильмом «Крылья победы», в котором есть записи проведения терактов. Известно, что и в Беслане среди нелюдей нашлись «кинолюбители». Их съемка — самый страшный из фильмов ужаса. Настоящий «terreur».
20.09.2004
"Новая газета"