г. Чебоксары Чувашской Республики

Страна начала жить по новому Жилищному Кодексу

Во вторник вступает в силу новый Жилищный Кодекс - базовый документ в пакете законов, призванных обеспечить реализацию национальной программы «Доступное жилье».

Сторонники реформы считают, что она сделает жилищный рынок прозрачным, а само жилье действительно доступным большинству. Критики говорят, что реформа сырая и многие ее положения требуют тщательной доработки.

Подробнее на эту тему – в репортаже корреспондента телекомпании НТВ Романа Соболя.

Очередь в Департамент жилищного фонда занимали за несколько дней: составляли списки в несколько сотен фамилий, утром и вечером ходили на переклички, ждали на морозе. Всё ради того, чтобы до 1 марта подать заявление на приватизацию квартиры.

Напрасно сотрудники департамента пытались успокоить граждан: вопреки слухам приватизация продлена на два года. Ограничения касаются лишь тех, кто получат жилье после 1 марта.

Так еще до вступления новый Жилищный Кодекс оброс противоречивой информацией, не всегда понятной и жильцам, и тем, кто этот Кодекс должен исполнять.

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы РФ: «Кодекс «сырой», непродуманный. И в нем нет готовых юридических конструкций. Масса двусмысленностей и масса противоречий. Ожидать проблем придется всем - как малоимущим людям с низкими доходами, поскольку изменяется критерий предоставления жилья, изменяются критерии постановки на очередь».

Оказывается, в очереди на получение квартир только в Москве стоят десятки тысяч человек. Есть еще список внеочердеников. Он упраздняется. С 1 марта в него могут попасть только дети-сироты и переселенцы из аварийных домов, остальные – на общих основаниях.

Это, конечно, удар по тем, кто получал бесплатные квартиры по знакомству, по чину или за взятку. Но как быть многодетным семьям, тяжелобольным? Очередь на получение жилья впредь должна формироваться из малоимущих, но законом не прописано, кого считать малоимущим.

Ирина Рукина, депутат Московской городской думы: «Появляется тоже очень много таких непонятных моментов. Например, бабушка, которая приватизировала комнату в коммунальной квартире - комната 10-12 метров, предположим - эта бабушка уже будет собственником и ее нельзя будет отнести к категории малоимущих».

У собственников другие проблемы: в недрах Госдумы РФ зреет закон «О налоге на имущество», в том числе и на квартиры. Говорят о значительных суммах, но пока принять закон не удается.

Иначе будет обслуживаться жилье. У ЖЭКов должны появиться конкуренты - коммерсанты. Товарищество жильцов вправе заключать договор с тем, кто лучше работает.

На практике сложнее: жильцы должны объединиться, зарегистрировать товарищество и потом сообща выбрать поставщика услуг ЖКХ. При известной инерции населения создание таких товариществ - большой вопрос. Зато у собственника станет больше прав. Тот, на кого записана квартира, теперь может легко выселить из нее бывшую жену, бывшего мужа вместе со взрослыми детьми. Несовершеннолетних закон пока защищает.

Еще можно без согласования сделать небольшую перепланировку, но если переступить черту, Кодексом определенную весьма расплывчато, власти вправе отобрать квартиру у нарушителя.

По мнению ряда специалистов, новый Жилищный Кодекс в его нынешнем виде – это «полуфабрикат», набор тезисов. При этом он противоречит многим региональным законам и нормам ЖКХ. Губернаторам и мэрам придется приводить их в соответствие с федеральными стандартами. Необходимо время, когда старые законы уже отменены, а новые еще не действуют.




"НТВ"
01 марта 2005
00:00
Поделиться