ЖИТЬ ГАРАЖАМ ПО НОВОМУ УСТАВУ
Главная цель программы, по словам заместителя директора МУП «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» Игоря Кольцова, – вернуть «гаражную вольницу» в правовое поле, в рамки законодательства РФ.
– Вот, к примеру, ГСК «Авангард», – рассказывает Игорь Геннадьевич, – Гаражи здесь капитальные, хозяева пользуются ими давно, но в эксплуатацию государственной комиссии свои строения не сдали, договоры на аренду земли не оформили. Территория захламлена, мусор не вывозится годами. А рядом протекает река Кукшумка, которая всю эту грязь несет в Волгу. Более 450 тысяч горожан из нее воду пьют. Почему владельцы гаражей ущемляют их права на безопасную природную среду? С такими же грубыми нарушениями санитарного, экологического, градостроительного и земельного законодательства сталкиваешься и в других кооперативах. Владельцы 400 гаражей-боксов в ГСК «Монолит-92» 8 лет не могут завершить строительство и оформить документы на пользование землей. И при этом считают, что никто им не указ, они здесь хозяева. А по сути дела права пользоваться своими боксами они не имеют, по статье 9.5 Кодекса об административных правонарушениях их можно штрафовать. В ГСК «Олимп» недостроенные двухэтажные гаражи просто опасны для жизни, того и гляди рухнут. Дорога к ним до сих пор не заасфальтирована, вся в ухабах, ограждения вокруг ГСК нет. Предписание об установке ограды здесь проигнорировали. Выходит, для них тоже закон не писан? Весной прошлого года началось строительство в ГСК «Тракторостроитель». Землю под гаражи этому кооперативу городская администрация выделила еще в конце 90-х годов. Но есть же правила застройки: вначале подготовьте проект, оформите все документы и только после этого можно строить. Однако весной здесь люди стали стихийно возводить кирпичные коробки. Им, видите ли, председатель ГСК разрешил. В феврале этот самострой мы приостановили до оформления разрешения Госархстройконтроля и других контролирующих органов.
Для работы с такими нерадивыми хозяевами гаражей на базе дирекции будет создан отдел контроля гаражного хозяйства. Работающие в его составе юристы проанализируют состояние каждого гаража и ГСК, а потом будут действовать в строгом соответствии с законом. Начнут с бесхозных металлических гаражей. Все, что находятся на территории города, зарегистрируют. А остальные, после признания каждого бесхозным, направят на утилизацию.
Потом дойдет черед и до капитальных. Вначале их хозяевам предложат привести в порядок территорию, предъявить строение госкомиссии и оформить земельные отношения. Если этого не сделают, придется доказывать права собственности на гаражи в суде. Не докажут – земля отойдет муниципалитету и через аукцион будет передана более рачительному хозяину. А гаражи попадут под снос и утилизацию. Город и горожане, по словам И. Кольцова, от этого только выиграют. В столице с каждым годом все меньше остается свободных участков. И наверняка найдутся фирмы, которые захотят возвести на освободившейся земле жилой дом или другой нужный для жителей объект.
Процесс сноса гаражей в Чебоксарах, можно сказать, уже начался. Летом прошлого года около десятка капитальных гаражей, оккупировавших лесную зону Заволжья, снесли сами хозяева по решению Московского районного суда. Но, как показывает практика, добровольно убирать их владельцы не торопятся. Многие строения по десять лет числятся бесхозными. В прошлом году по распоряжению главы городской администрации организацией сноса гаражей в микрорайоне «Волжский-2» и по ул. Пирогова занимались специалисты дирекции.
– В общей сложности, – вспоминает И. Кольцов, – убрали около 3 тысяч ржавых металлоконструкций. Работа, конечно, неблагодарная. Пришлось выслушать немало претензий и упреков от людей, которые пользовались некоторыми строениями. Зато сейчас на ул. Пирогова на освободившейся земле уже возведены два новых дома, где живут горожане.
Снос металлических и железобетонных гаражей, незаконно установленных в охранных зонах, позволит благоустроить дворы, повысить безопасность эксплуатации подземных коммуникаций, освободить земельные участки под строительство жилья. Владельцам капитальных гаражей, решившим узаконить их, специалисты дирекции обещают помощь в оформлении документов. Но при условии, что территории ГСК они приведут в порядок, озеленят, поставят ограду и проложат асфальт. Программой предусмотрены меры по развитию городских гаражных хозяйств и более эффективному их использованию. В дальнейшем планируется возводить многоэтажные надземные и подземные гаражные комплексы. Их эксплуатацию будут доверять только таким организациям, которые имеют лицензию, охрану и обслуживающий персонал, способный нести ответственность за сохранность «железных коней».