г. Чебоксары Чувашской Республики

Трубка доверия

Павлику 5 лет. Его сестре 12. Их родители — алкоголики. А Мария — их взрослый друг и единственная связь с внешним миром в те дни, когда «любимые родители» уходят в очередной запой. Мария — чебоксарский консультант детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Она круглые сутки на связи.
«Эти ребята звонят мне регулярно. Так мы с ними договорились. Так я могу отслеживать ситуацию. К сожалению, случай брата и сестры, страдающих от алкогольной зависимости родителей, типичен. Дети из неблагополучных семей — наши постоянные собеседники», — говорит Мария. (Имена изменены: в целях безопасности служба сохраняет анонимность не только своих абонентов, но и сотрудников.)
Общероссийский телефон доверия для детей начал свою работу 1 сентября 2010 года. В конце декабря к нему подключилась Чувашия. Сейчас службы работают во всех регионах. Номер единый, но он устроен так, что каждому ребенку на звонок отвечают консультанты из его области, края или республики. То есть детей из Чувашии выслушивают чувашские же психологи. «Знание менталитета, социальных и культурных особенностей региона облегчает работу», — поясняют в службе.
На сегодня на телефон доверия поступило более 9 тысяч звонков. Наиболее активны ребята младшего возраста и подростки (72% звонков). Мальчики хотят быть выслушанными не меньше, чем девочки.
Чаще всего дети переживают из-за проблем с учебой, плохих оценок и конфликтов с учителями. «В конце учебного года было много звонков, связанных с экзаменами. Не только с ЕГЭ. Позвонила, например, 13-летняя девочка, которая ужасно боялась отчетного концерта в музыкальной школе. От волнения у неё не слушались руки, кружилась голова. Мы с ней долго разговаривали, пытались выяснить, откуда страх. Вечером она перезвонила, радостная — выступила на пять», — рассказывает Мария.
Ребят младшего возраста, как правило, пугает не столько плохая отметка, сколько реакция родителей на неё: «Что скажет мама?! Не хочу говорить. Не пойду домой».
Иногда разговор по телефону длится несколько часов. «Ребенок не сразу выплескивает свою проблему. Редко кто говорит напрямую: «Мне одиноко», «Меня никто не любит» или «Надо мной издеваются». Кто-то сначала может побаловаться в трубку «хи-хи, ха-ха», кто-то начать издалека: «А что вы делаете? А как вас зовут?». Их запрос зачастую завуалирован. Он всплывает только в ходе разговора», — говорит еще один консультант службы Нарьяна.
Если психолог телефона доверия понимает, что ребенка необходимо спасать физически (от обидчиков), срочно эвакуировать, то вызвать полицию, скорую или соцработников он вправе только с согласия позвонившего.
«Алло! Я не знаю, как быть. Меня ударил отчим. Он был пьян. Сначала он пытался приставать ко мне, я сопротивлялась, хотела убежать. Он меня ударил. Тогда я все рассказала маме. Они с отчимом сильно поругались, мама хотела выгнать его из дома. Но сейчас она на его стороне, он внушил ей, что я всё выдумала. Что мне делать?». Звонок 17-летней девушки. Пока ничего непоправимого не случилось. «Сейчас ей нужны понимание и поддержка. Она у нас на особом контроле», — вздыхает Мария. Детские звонки по поводу жестокого обращения в семье, в школе или в компании составляют 0,5% от общего количества.
Страхи — главное, что беспокоит детей, позвонивших на телефон доверия.
Подростков в основном тревожат отношения со сверстниками и неуверенность в себе. «Хочу подружиться с одной девочкой, не знаю, как», «Меня предала подруга», «Как узнать, нравлюсь ли я ему?» и так далее. Малыши, как правило, боятся темноты и оставаться одни дома.
Отдельная группа абонентов — ребята из села. Проблемы у них те же, что и у городских, но среда другая, а значит, и образ жизни. «У них трудности с досугом. Некуда пойти, нечем заняться. Да и пообщаться со старшими, с теми, кого они уважают и кому доверяют, редко получается», — поясняет Нарьяна. Как правило, звонят мальчики-подростки. Ситуация у многих схожая: родители уехали на заработки, дома только старенькая бабушка или дедушка, с одноклассниками скучно.
По словам консультантов, зачастую дети звонят, чтобы просто поговорить о жизни. Любое общение — уже поддержка.
Психолог никогда не кладет трубку телефона первым. Не читает нравоучений, но может почитать ребенку сказку.
Номер 8-800-2000-122 порой набирают и родители (8% от всех звонков). Просят о помощи, когда сталкиваются с проблемами в воспитании чада или если не понимают, что с ним происходит. «Начался новый учебный год, и сразу пошли звонки от пап и мам первоклассников. Их тревожат трудности адаптации малышей в школе, — говорят психологи. — Но главный наш собеседник — ребенок».


"Чебоксарские новости"
20 октября 2011
00:00
Поделиться