г. Чебоксары Чувашской Республики

Танцующие в тишине

В кабинете директора Чебоксарской коррекционной школы висит надпись: «Слышать! Слушать! Быть услышанным!» Здесь это не просто слова. В стенах этого здания каждый день посвящен преодолению «звуковых барьеров».
— Как тебя зовут? — медленно и четко задает вопрос в микрофон учитель развития слухового восприятия и формирования произношения Тамара Кругликова.
— Меня зовут Настя, — с усилием, почти по слогам отвечает девочка, глядя на учительницу и напряженно вслушиваясь в её голос, доносящийся из наушников.
— В каком классе ты учишься?
— Я учусь в третьем классе, — отвечает девочка. Прежде чем слабослышащий ребенок научится четко говорить и полагаться не только на чтение по губам, понадобится не один год упорной работы. Кстати, сам столик, за которым сидят учитель и ученица, позволяет почувствовать звук всем телом.
— Это акустический вибротональный аппарат, — поясняет Тамара Кругликова, — он помогает не только слышать речь через наушники, но и ощущать звуки всем телом, через вибрацию.
Семиклассница Даша, напротив, разговаривает бойко. Если бы не слуховой аппарат, во время разговора с ней вы бы ни о чем не догадались. Даша — местная «знаменитость». Артистичная девочка участвовала в конкурсе «Мисс Тихая Чувашия», а сейчас серьезно занимается легкой атлетикой и ездит на соревнования.
— Мыслительная деятельность, речь — все это развивается на основе слуха, — рассказывает заместитель директора Ольга Редько, — глухота влечет за собой отсутствие речи и порой немоту, поэтому работа наша достаточно сложна и кропотлива.
Даже остатки слуха можно развивать. Сейчас в коррекционной школе занимаются 88 учеников. Большинство поначалу даже не понимают, зачем надо слушать, они полагаются на зрение. Но уже через два месяца работы с педагогом ученики начинают проникаться необычным для них миром звуков.
Многие воспитанники школы до конца не понимают всех тонкостей общения. В их лексиконе меньше слов, чем у обычных детей. Например, слова «стул» и «сидеть» выражаются одним жестом. В отличие от литературной речи жестовая лишена окончаний и связок. Неудивительно, что труднее всего ребятам даются литература и чтение. А вот физкультуру за трудный предмет здесь не считают и занимаются с удовольствием, но над осанкой поначалу приходится работать часами. У новичков шаркающая походка, грубые шаги, так что уроки начинаются с упражнений на стопу. Недавно ребят научили делать самомассаж ног. Самый любимый среди школьников предмет — ритмику — ведет Ольга Хорева. Ввести ребят в мир музыки очень сложно, мешают нарушения двигательных навыков, дефекты вестибулярного аппарата.
— Если сравнить с массовыми школами, то наши ученики на удивление охотно играют на сцене, — рассказывает Ольга Александровна. — И никто из посторонних не замечает, что у них какие-то проблемы со слухом.
Воспитанники школы выступают с театральными постановками, жестовыми песнями и зажигательными танцами не только на фестивале «Блуждающие звезды», но и на городских праздниках и даже участвуют во всероссийских конкурсах. Редко кто знает, что происходит за кулисами. Но выступая перед зрителями, ребята снимают слуховые аппараты и уверенно танцуют, ориентируясь на едва различимые отголоски звуков в почти полной тишине.


"Чебоксарские новости"
01 декабря 2011
00:00
Поделиться