г. Чебоксары Чувашской Республики

На пульсе города

Дяденька, а нам завтра в школу идти надо? — наивный детский голосок в трубке заставляет улыбнуться даже сурового помощника оперативного дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы Валерия Мартынова. «Обязательно!» — как можно строже отвечает Валерий Николаевич. Его выдержке позавидуешь — вопрос про уроки звучит в наушниках несколько десятков раз на дню. Даже сегодня, когда морозы уже отступили.
Дети, родители и бабушки с дедушками начинают набирать заветный номер службы с 5.30 утра. Шквал звонков прекращается ровно к началу первого урока. Затишье длится до вечера. После 18.00 чебоксарцы активно переключаются на другую формулировку: «А какая завтра будет погода?» Дежурные уже научились разбираться в движениях атмосферных фронтов и при надобности не хуже профессионалов составят прогноз на ближайшие сутки, а то и двое. Но замещать синоптиков они не могут. Хотя бы потому, что подобные вопросы сильно отвлекают от непосредственных обязанностей.
В ЕДДС стекаются данные обо всех происшествиях в городе и городском хозяйстве. Из многочисленных звонков складывается картина оперативной обстановки. Вопросы, требующие немедленного вмешательства, сразу направляются в соответствующие структуры. О свадьбах, юбилеях и прочих приятных событиях в жизни горожан ЕДДС не уведомляют.
14 февраля, например, началось совсем неромантично. В 6.20 утра поступило сообщение о суициде в общежитии по улице Хузангая. В 6.30 — о производственной травме на одном из хлебозаводов. Потом дозвонились жильцы улицы Шумилова, 5 и рассказали, что сильно парит в подвале. Следом информация о неработающих светофорах на пересечении улиц Ярославской и Володарского, а также возле республиканской клинической больницы. А заместитель начальника ЕДДС Василий Осокин после обеда успел побывать на Пихтулинской свалке, проследил, как ликвидируется очередное «парение». Примерно в 16 часов доложили о дыме на крыше дома № 62 б по пр. Мира, а ближе к 23.00 — о пожаре на ул. Сверчкова. Звонки об аварийных и плановых отключениях. А в конце каждого дня сюда стекаются данные о количестве детей и пациентов, находящихся в интернатах, больницах и других социальных учреждениях. Это нужно для того, чтобы в случае ЧП спасатели знали точное количество тех, кого им, возможно, придется выручать из беды. И все это — один день. «Бывает, в сутки фиксируем и по 250 звонков. Особенно в момент пуска тепла», — говорит Валерий Мартынов.
Здесь работают четыре оперативных дежурных, четыре помощника. Круглосуточных смен, соответственно, тоже четыре. Голоса специалистов слышали многие горожане, но вряд ли кто-то из обратившихся представляет масштаб работы городской диспетчерской службы. Дежурным приходилось выручать горожан в разных ситуациях. Самые неожиданные как назло случаются под Новый год. Несколько лет назад произошел пожар в подвале дома № 38 по пр. Ленина. Огонь потушили. И все бы ничего, но при этом пострадал магистральный усилитель кабельного телевидения. Телевизоры перестали показывать у всего микрорайона, вспоминает Валерий Николаевич. Дозвонился в компанию, выслали специалиста, усилитель удалось поменять за несколько часов до боя курантов.
А оперативный дежурный Александр Артамонов вспоминает, как несколько лет назад город едва не остался без холодной воды. Традиционно 31 декабря все как обычно кинулись стирать, мыться, готовить. Через какое-то время уровень воды в резервуарах достиг критической отметки. Пришлось пускать бегущую строку с предупреждением. Домохозяйки приглушили краны с холодной водой, и праздник прошел в штатном режиме. Эта проблема, кстати, больше не повторится: в городе установлены дополнительные резервуары с водой.
Часто чебоксарцы даже не предполагают, что в данный момент кто-то усиленно следит за комфортом в их домах. В начале февраля, к примеру, внештатно отключилась котельная на Чапаевском заводе. Падения температуры в батареях, к счастью, никто не заметил, хотя напряженная обстановка длилась несколько часов. Но об аварии знало руководство города и держало этот вопрос под контролем.
Нынешней зимой значительно уменьшилось количество сигналов о недостаточной температуре в квартирах и офисах. «Жалуются, что жарко», — говорят дежурные и рекомендуют особо разгоряченным чебоксарцам закрывать батареи ватным одеялом. Есть нормативы подачи тепла и нарушать их никто не собирается. Как говорится, что одним хорошо, то другие не оценят. Количество обращений в ЕДДС, связанных с проблемами ЖКХ, вообще заметно сократилось, отмечает Василий Осокин. Зато увеличился процент «прочих», в числе которых благодарности за своевременную помощь.
Если не знаете, что делать и куда звонить, набирайте «074».


"Чебоксарские новости"
16 февраля 2012
00:00
Поделиться