Права пациентов и как за них бороться
Есть тема, которая волнует абсолютно всех: качество медицинского обслуживания. И хотя по Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, добиться этого на практике не всегда легко. Что нужно знать, чтобы иметь возможность получать своевременную и квалифицированную медицинскую помощь? Об этом нашему корреспонденту рассказал председатель Совета Российского общества защиты пациентов Андрей Хромов.
—?Врачи порой отказываются принимать больного, ссылаясь на отсутствие талонов, на то, что нужный врач в отпуске... Что в таком случае делать?
—?Есть статья Уголовного кодекса РФ за неоказание медицинской помощи больному. Но на практике это действительно распространенная ситуация. У врача поликлиники, скорее всего, существует определенная «квота» на прием больных. К тому же в стране нехватка врачебных кадров. Если пациент получил от врача отказ и у него есть сомнение в его правомочности, он должен идти к заведующей, писать заявление, в котором должен попросить объяснения ситуации.
—?Что нужно писать в таком заявлении?
—?Факты по существу. «Уважаемая заведующая поликлиникой, не могу сегодня, такого-то числа и года, попасть на прием к такому-то специалисту. Мотивация отказа такая-то, прошу подтвердить или опровергнуть данную информацию».
Пишите заявление в двух экземплярах: один отдавайте секретарю медицинского учреждения, второй оставляйте у себя — но на вашем пусть секретарь распишется и поставит печать. Тогда вы сможете и дальше отстаивать свои права.
Требуйте письменного ответа на свою претензию: тогда заведующая уже будет нести ответственность. И, скорее всего, она на самом деле разберется, почему вас не принимает нужный специалист. А устно могут сказать все что угодно.
—?Бывает, что больным отказывают в госпитализации, потому что в больнице нет мест...
—?Если в госпитализации есть острая необходимость, то отказ — это неоказание медицинской помощи. Госпитализировать обязаны хоть в коридор и оказать срочную медицинскую помощь, особенно если пациента привезла скорая. Скажите врачу, который отправляет вас восвояси, что все понимаете, но вам нужен документ, в котором будет написано, на каком основании вас не кладут в стационар. Нет мест? Напишите, пожалуйста, что у вас нет мест… Всегда просите документ, а в нем должны быть дата и подпись врача. Когда вы требуете письменного свидетельства ситуации, к вам совсем другое отношение. Обычно в таких случаях врач говорит: «Еще раз схожу, уточню». И какие-то варианты все-таки найдутся.
При этом не нужно в больнице устраивать скандалов, это приводит не к пониманию, а к конфронтации. В любом случае просите написать мотивированный отказ. А дальше сами решите, как поступить. И если выяснится, что места в больнице все же были, а вас не госпитализировали, виновный врач понесет административную ответственность. А если после отказа произошли серьезные события, то наступает уголовная.
—?А если пациент уже в больнице, но ему кажется, что ему мало уделяют внимания или лечат не так?
—?Вмешиваться в процесс лечения пациент не может. Но требовать ксерокопию из своей медицинской карты, заверенную заведующим отделением — да. У пациента есть право (по закону об информировании граждан о состоянии их здоровья) получать информацию по диагнозу, по назначенному курсу лечения. И если он посчитает, что вследствие лечения ему стало хуже, с этими документами он может обратиться в суд.
—?Есть такой термин: преступная халатность врача. Что он означает на практике?
—?Недавно достоянием общественности стал такой случай. Женщина — причем сама врач-стоматолог — умерла во время операции. Врачи объяснили: умерла на фазе введения лидокаина — обезболивающего лекарства. Тут же поднялся шум, что за лекарство, как его вообще до сих пор используют! Да, используют. Но если его вводить неразведенным, 6-процентным (как в случае с этой женщиной), умрет любой человек — и с аллергией на это лекарство, и без нее. Вот это случай преступной халатности: врачи не проверили, что вводят пациенту. Достаточно частый случай — некроз ткани после липосакции. Почему? Перед хирургом стоят два стакана: в одном — лидокаин (для местного обезболивания), а в другом — спирт (для внешней дезинфекции). Жидкости на вид совершенно одинаковые, прозрачные. Опытный хирург подкрашивает спирт, или бросает в него салфетку, чтобы не перепутать с лидокаином. Неопытный надеется на авось. А потом ничего уже невозможно исправить.
—?Что должны делать родственники, которые считают, что смерть произошла по вине врачей?
—?Рассмотрим это как крайний случай. Независимо от того, что будут говорить врачи, нужно настаивать на судебно-медицинском вскрытии. И не надо путать его с патологоанатомическим — разница существенная. Патологоанатомическое вскрытие производится патологоанатомом этой же больницы, без выемки медицинских документов умершего пациента. А это значит, что документы всегда могут быть переписаны, изменены. При судебно-медицинском вскрытии документы из больницы изымаются, и родные имеют шанс получить объективную картину. Эта крайняя ситуация может произойти в любое время дня и ночи, в выходные, праздники — но это не должно останавливать родственников. Судебно-медицинское вскрытие может быть инициировано даже участковым.
Нужно звонить, писать, стучать в любые двери — в прокуратуру, в местное ОВД, участковому.
И оставлять письменное заявление: по факту смерти прошу назначить судебно-медицинское вскрытие.
Если сомнения родных подтверждаются результатами экспертизы, и они намерены обратиться в суд, нужно найти хорошего адвоката, желательно знающего медицинскую сферу, ее специфику. Это важно. К сожалению, я понимаю, что даже в Москве таких адвокатов по пальцам сосчитать. Что с этим делать, честно говоря, не знаю.
—?А ведь и пациенты бывают не правы. Наверняка вы и с такими случаями сталкиваетесь?
—?Нередко бывает, когда пациент воюет ради войны. В таком случае мы ему напоминаем, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Отношения с врачами в формате войны всегда деструктивны. Нужно вести себя цивилизованно и искать компромисс. И врачу, и пациенту нужно вести себя разумно и достойно, не видеть друг в друге врагов. От этого выиграют обе стороны.
.
—?Врачи порой отказываются принимать больного, ссылаясь на отсутствие талонов, на то, что нужный врач в отпуске... Что в таком случае делать?
—?Есть статья Уголовного кодекса РФ за неоказание медицинской помощи больному. Но на практике это действительно распространенная ситуация. У врача поликлиники, скорее всего, существует определенная «квота» на прием больных. К тому же в стране нехватка врачебных кадров. Если пациент получил от врача отказ и у него есть сомнение в его правомочности, он должен идти к заведующей, писать заявление, в котором должен попросить объяснения ситуации.
—?Что нужно писать в таком заявлении?
—?Факты по существу. «Уважаемая заведующая поликлиникой, не могу сегодня, такого-то числа и года, попасть на прием к такому-то специалисту. Мотивация отказа такая-то, прошу подтвердить или опровергнуть данную информацию».
Пишите заявление в двух экземплярах: один отдавайте секретарю медицинского учреждения, второй оставляйте у себя — но на вашем пусть секретарь распишется и поставит печать. Тогда вы сможете и дальше отстаивать свои права.
Требуйте письменного ответа на свою претензию: тогда заведующая уже будет нести ответственность. И, скорее всего, она на самом деле разберется, почему вас не принимает нужный специалист. А устно могут сказать все что угодно.
—?Бывает, что больным отказывают в госпитализации, потому что в больнице нет мест...
—?Если в госпитализации есть острая необходимость, то отказ — это неоказание медицинской помощи. Госпитализировать обязаны хоть в коридор и оказать срочную медицинскую помощь, особенно если пациента привезла скорая. Скажите врачу, который отправляет вас восвояси, что все понимаете, но вам нужен документ, в котором будет написано, на каком основании вас не кладут в стационар. Нет мест? Напишите, пожалуйста, что у вас нет мест… Всегда просите документ, а в нем должны быть дата и подпись врача. Когда вы требуете письменного свидетельства ситуации, к вам совсем другое отношение. Обычно в таких случаях врач говорит: «Еще раз схожу, уточню». И какие-то варианты все-таки найдутся.
При этом не нужно в больнице устраивать скандалов, это приводит не к пониманию, а к конфронтации. В любом случае просите написать мотивированный отказ. А дальше сами решите, как поступить. И если выяснится, что места в больнице все же были, а вас не госпитализировали, виновный врач понесет административную ответственность. А если после отказа произошли серьезные события, то наступает уголовная.
—?А если пациент уже в больнице, но ему кажется, что ему мало уделяют внимания или лечат не так?
—?Вмешиваться в процесс лечения пациент не может. Но требовать ксерокопию из своей медицинской карты, заверенную заведующим отделением — да. У пациента есть право (по закону об информировании граждан о состоянии их здоровья) получать информацию по диагнозу, по назначенному курсу лечения. И если он посчитает, что вследствие лечения ему стало хуже, с этими документами он может обратиться в суд.
—?Есть такой термин: преступная халатность врача. Что он означает на практике?
—?Недавно достоянием общественности стал такой случай. Женщина — причем сама врач-стоматолог — умерла во время операции. Врачи объяснили: умерла на фазе введения лидокаина — обезболивающего лекарства. Тут же поднялся шум, что за лекарство, как его вообще до сих пор используют! Да, используют. Но если его вводить неразведенным, 6-процентным (как в случае с этой женщиной), умрет любой человек — и с аллергией на это лекарство, и без нее. Вот это случай преступной халатности: врачи не проверили, что вводят пациенту. Достаточно частый случай — некроз ткани после липосакции. Почему? Перед хирургом стоят два стакана: в одном — лидокаин (для местного обезболивания), а в другом — спирт (для внешней дезинфекции). Жидкости на вид совершенно одинаковые, прозрачные. Опытный хирург подкрашивает спирт, или бросает в него салфетку, чтобы не перепутать с лидокаином. Неопытный надеется на авось. А потом ничего уже невозможно исправить.
—?Что должны делать родственники, которые считают, что смерть произошла по вине врачей?
—?Рассмотрим это как крайний случай. Независимо от того, что будут говорить врачи, нужно настаивать на судебно-медицинском вскрытии. И не надо путать его с патологоанатомическим — разница существенная. Патологоанатомическое вскрытие производится патологоанатомом этой же больницы, без выемки медицинских документов умершего пациента. А это значит, что документы всегда могут быть переписаны, изменены. При судебно-медицинском вскрытии документы из больницы изымаются, и родные имеют шанс получить объективную картину. Эта крайняя ситуация может произойти в любое время дня и ночи, в выходные, праздники — но это не должно останавливать родственников. Судебно-медицинское вскрытие может быть инициировано даже участковым.
Нужно звонить, писать, стучать в любые двери — в прокуратуру, в местное ОВД, участковому.
И оставлять письменное заявление: по факту смерти прошу назначить судебно-медицинское вскрытие.
Если сомнения родных подтверждаются результатами экспертизы, и они намерены обратиться в суд, нужно найти хорошего адвоката, желательно знающего медицинскую сферу, ее специфику. Это важно. К сожалению, я понимаю, что даже в Москве таких адвокатов по пальцам сосчитать. Что с этим делать, честно говоря, не знаю.
—?А ведь и пациенты бывают не правы. Наверняка вы и с такими случаями сталкиваетесь?
—?Нередко бывает, когда пациент воюет ради войны. В таком случае мы ему напоминаем, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Отношения с врачами в формате войны всегда деструктивны. Нужно вести себя цивилизованно и искать компромисс. И врачу, и пациенту нужно вести себя разумно и достойно, не видеть друг в друге врагов. От этого выиграют обе стороны.
.
"Чебоксарские новости"