г. Чебоксары Чувашской Республики

Для каждой дороги свой рецепт

Сегодня, наверное, только ленивый не ругает дороги. Разобраться в причинах дефектов некоторых чебоксарских магистралей корреспонденту «ЧН» помогли специалисты в области дорожного строительства — Сергей Криворучко и Николай Аверьянов, главный технолог и начальник отдела контроля качества ОАО «Дорисс».

road2

Представители этого предприятия выбраны не случайно: за последние 10 лет в нашем городе оно отремонтировало, реконструировало и построило 60 км дорог.
Специально для корреспондента «ЧН» на прошлой неделе была устроена экскурсия. Проходила она по давно знакомым улицам, а «достопримечательностями» стали трещины, ямы, бордюры.
Обзор начался с подъема на ул. Крылова. Специалисты вспоминают, каким сложным по геодезическим условиям был этот участок. Для того, чтобы противостоять сильным оползням, пришлось построить серьезную дренажную систему и только потом приступить к непосредственному строительству дороги. Сейчас здесь все гладко. Но вот уже на повороте на ул. Пирогова — знакомый многим водителям проблемный участок.
— Претензии принимаем. Виноваты и человеческий фактор, и погодные условия, и качество битума. К битуму у нас особое отношение. Мы его проверяем по более чем десяти параметрам. Свежий битум отвечает всем требованиям, но проходит один или два сезона и асфальтобетон начинает «рассыпаться». Это остеклование битума. Он перестает быть вязким, — объясняют причины собеседники «ЧН». — 12 апреля, после запуска асфальтобетонного завода, мы придем на этот участок — начнем с холодного фрезерования существующего покрытия. Сейчас главное — обеспечить безопасность дорожного движения. Летом вернемся, проведем уже серьезный ремонт. Все в рамках гарантийного обслуживания.
— Вспомните, какой еще несколько лет назад была ул. Пирогова, — продолжают работники ОАО «Дорисс». — Мы дали ей новую жизнь: расширили проезжую часть до 14 метров, построили тротуары. Обновились и радиальные улицы 500-летия Чебоксар и Крылова. Это позволило разгрузить Московский проспект, связать коротким путем центр города и северо-западный район.
А вот и Московский проспект: его капитальным ремонтом также занимался «Дорисс». На участке от ул. Афанасьева до Московского моста  гарантийное обслуживание ОАО закончилось в прошлом году. Сергей Криворучко обращает внимание на ржавые полосы, отпечатавшиеся на бордюрах. Это снегоуборочная техника постаралась. Хорошо что бордюры гранитные, железобетонные — давно бы не выдержали, рассыпались.
Вспомнили «экскурсоводы» и другой пример ненадлежащей эксплуатации дороги, когда один неаккуратный экскаваторщик, проезжавший здесь, разлил солярку на недавно уложенный асфальт. Это повлияло на состояние битума, появились трещины. Уж сколько тогда нареканий пришлось выслушать дорожникам, хотя их вины тут не было. И таких примеров, утверждают собеседники «ЧН», немало: кто-то щедро проливает горючее на асфальт, кто-то заезжает на бордюры. Хорошо, когда нарушителей удается «поймать с поличным», тогда составляется акт, водителя наказывают рублем. Главный технолог и начальник отдела контроля качества уверены: нужно повышать культуру автовладельцев, искоренять потребительское отношение к дороге.
— Особенность Московского проспекта — сильный износ из-за шипованных шин: они работают, как фреза, — продолжает Сергей Криворучко. — Посмотрите, колеи образовались в основном на левой стороне проезжей части, где обычно передвигаются легковушки.
Состоянием дороги по ул. К. Иванова, которую «Дорисс» отремонтировал три года назад, спутники корреспондента «ЧН» остались довольны. Правда, бросились в глаза два колодца, у которых водители предусмотрительно тормозили.
— Это головная боль всех дорожников, — прокомментировали специалисты. — Разрушение асфальта вблизи колодцев происходит из-за разрушения их стенок или из-за утечек воды. По новым нормам проектирования автомобильных дорог колодцы выносятся за пределы проезжей части.
Кстати, оказалось, что ул. К. Иванова — это  первая улица Чебоксар (от ликероводочного завода и ниже), которая была покрыта асфальтом.
Так мы выехали на ул. Калинина. На участке от моста до ул. Текстильщиков, сданном летом прошлого года, впервые в Чебоксарах был использован щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА).
— Смесь позволяет увеличить срок эксплуатации дорожного полотна в два раза. За ней — будущее. ЩМА в полтора раза дороже обычного асфальтобетона, но затраты того стоят, — считает главный технолог.
Дорога здесь гладкая, без швов — для этого одновременно работали сразу три асфальто-
укладчика. Но вот поворачиваешь на ул. Гагарина — и попадаешь на разбитое полотно.
— Этот стометровый участок не удался у нас из-за битумной составляющей. Как получается, что попадает плохой битум? Битум на современных заводах производят по остаточному принципу. Сначала из нефти добывают легкие фракции — это бензин, керосин, дизтопливо, масла и др., и остается пек — черный остаток от нефти, его разбавляют выделенным керосином и соляркой и получается так называемый битум. Из этого мы и строим дороги, — пояснил начальник отдела контроля качества. — Ремонт будет сделан в рамках гарантийных обязательств.
Выше, после транспортной развязки по ул. Калинина, наша машина подскочила — поперек всей проезжей части зияла трещина.
— Это деформационная трещина, — поведал Николай Аверьянов. — Все дело в геодезической особенности участка: здесь происходит просадка земли. Трещину нужно постоянно заделывать. Балансодержателю мы уже дважды направляли письмо по этому поводу. Эксплуатация дорог требует серьезного внимания. Здесь много нюансов. Например, если вовремя не чистить ливневки, то вода начнет течь по дороге и будет разрушать асфальт.
Дальше по ул. Калинина — две ямки возле бордюра. Начальник отдела в курсе: «Издержки производства: асфальтоукладчик остановился, ждал материал. Устраним».
Улица Николаева не вызвала нареканий. Вот только  на перекрестке с ул. 50 лет Октября «красовалась» большая заплатка — был прорыв теплосети, коммунальщикам пришлось вскрывать асфальт.

road1
Пролегал наш путь и по ул. П. Лумумбы, и по пр. Мира, и по ул. Гагарина (Ленинский район). Здешние дороги оставляют желать лучшего. И хоть ОАО «Дорисс» не имеет отношения к их состоянию, главный технолог и начальник отдела контроля качества искренне переживали. «Минеральную составляющую не оценил, и битум тоже, — снова досадует главный технолог. — Помню, в детстве мы жевали битум и он был совсем без запаха и не оставлял следы во рту. Сегодняшний битум не только жевать, его в руки брать опасно. По новейшим технологиям производят составной битум, в который входят и быстро разлагающиеся компоненты, которые ускоряют процесс остеклования битума. Вязкость его теряется, — озвучил причину разрушения асфальта Николай Аверьянов.
Мониторинг «своих» дорог ОАО «Дорисс» ведет постоянно. Производится так называемая вырубка проблемного участка, образцы отправляются в центральную испытательную лабораторию. Кроме того, ведется постоянная работа по улучшению битумной составляющей. Центральной строительной лабораторией подбираются различные битумы и их модификаторы. В составе этих модификаторов исследуются резиновая крошка и отдельные добавки импортного производства, а также стабилизаторы вязкости битума германского производства. Здешние сотрудники выдают рецепт на асфальт на каждый объект. Их истории (фотографии, план- схемы, акты, результаты исследований) хранятся в специальных паспортах. Корреспонденту «ЧН» удалось побывать в святая святых дорожно-строительной компании.
— Все материалы проходят испытания (только у одного асфальтобетона их 22 вида). Выжариваем, выпариваем, высушиваем, замораживаем. 80 процентов всех испытаний — это взвешивание. Весы у нас уникальные, таких и у ювелиров нет, — рассказал вкратце главный технолог о работе своих сотрудников. И познакомил с таким доселе невиданным процессом, как гидростатическое взвешивание. Заглянули мы и в морозильную камеру, в которой сейчас испытывается состав для дорог Якутии: в установке поддерживается температура 45 градусов ниже нуля.

Сегодня в Чебоксарах на гарантийном обслуживании ОАО «Дорисс» находится 12 объектов. По одним — срок заканчивается в этом году (например, ул. Гладкова), по другим — в 2013-м (автодорога № 30: по ул. Коммунальная слобода до ул. Пирогова), по третьим — в 2015-м (ул. Калинина: от ул. Текстильщиков до Калининского моста).



"Чебоксарские новости"
19 апреля 2012
00:00
Поделиться