С полисом хоть на Полюс
Пациентке с ишемической болезнью сердца лечащий врач назначил УЗИ сердца и анализы на холестерин. Женщина позвонила на «горячую линию» и спросила: такие обследования надо проходить за свои деньги или бесплатно? Ей ответили: подобные обследования входят в стандарты лечения при данной болезни, а значит для пациента бесплатны. Услуга оказывается в порядке очерёдности, но не позднее 14 дней.
Этот пример привели на конференции «Защита прав и законных интересов граждан на получение бесплатной качественной медицинской помощи», что на днях прошла в Национальной библиотеке. Её организатором выступила страховая компания «Чувашия-Мед». Среди приглашённых были представители кадровых служб предприятий и учреждений со всей Чувашии. Встреча дала много полезного обеим сторонам: организаторы на конкретных примерах рассказали, как защищают интересы пациентов (под крылом данной страховой компании находится абсолютное большинство жителей республики), а застрахованные в свою очередь задали им немало актуальных вопросов.
На встрече озвучили итоги выездных проверок в центральные районные и городские больницы и проведённых там социологических опросов среди больных. В 2011 году было опрошено 6710 респондентов. Судя по их ответам, качество медицинской помощи в лечебных учреждениях республики растёт: в стационарах удовлетворены полученными услугами 87% лечащихся, в стационарзамещающих учреждениях — 82%, в поликлиниках чуть меньше — 68%. Если говорить о конкретных учреждениях (коснёмся лишь тех, что находятся в Чебоксарах), ниже среднереспубликанского показателя удовлетворённость амбулаторной помощью в городском клиническом центре, стационарной — в детской больнице № 2. Они же отметились и в плохой организации работы медучреждений. Самим людям в белых халатах дали такую оценку: с пониманием и ответственностью к своим пациентам относятся 86% врачей и 66% среднего медперсонала. На вопрос «приходилось ли вам использовать личные денежные средства при назначенном врачом обследовании?» в поликлиниках отрицательно ответили 80%, в стационаре — 72%. Чебоксарские больницы в «отрицательный» список не попали.
В прошлом году на телефон «горячей линии» поступило почти 68 тысяч обращений граждан, но жалоб среди них только 124. (Практически все жалобы благодаря вмешательству страховщика разрешились в досудебном порядке.) В подавляющем большинстве случаев люди просто консультировались. На первом месте вопросы по получению страхового полиса нового образца, на втором — по выбору медучреждений и врача. Ответы на самые актуальные прозвучали на конференции. Всем сразу бежать и менять старые полисы на новые не стоит — они действительны до конца 2013 года. Не нужно это делать при смене места работы, учёбы или выходе на пенсию, а вот если изменились паспортные данные — то да. Чтобы прикрепиться к поликлинике не по месту жительства, следует написать заявление на имя главного врача. Выбор доктора (участкового, врача общей практики, педиатра) тоже предусмотрен, но для этого нужно получить согласие самого врача.