г. Чебоксары Чувашской Республики

Как с умом блеснуть умом

Выпускники школ приступили к сдаче единых государственных экзаменов. Как в погоне за высокими баллами не растратить здоровье? Об этом рассказывает Антон Сорин, кандидат психологических наук, детский психолог, работающий с детьми и подростками в знаменитом московском Психологическом центре на Волхонке. Этому человеку не понаслышке известны переживания экзаменующихся: Антон Сорин — бывший выпускник, а ныне преподаватель МГУ, преподает на психологическом факультете и работает в приемной комиссии.
— Антон, многие родители откровенно ругают ЕГЭ: якобы знания у школьников не повышаются, а здоровья экзамены отнимают много. А вы как психолог и преподаватель вуза что можете сказать?
— Однозначно судить о ЕГЭ пока нельзя. В России он введен три года назад, и еще не окончили вузы те дети, которые сдавали его первыми. Как справляются с социальной реальностью выпускники школ, сдавшие ЕГЭ, умнее ли они тех, кто сдавал выпускные экзамены в школе по старой системе, к настоящему моменту неизвестно. ЕГЭ — это не хорошо и не плохо, это наша сегодняшняя реальность. Обычная образовательная реформа.
Сегодня есть лишь эпизодические исследования, которые показывают, что высокий балл по ЕГЭ связан с лучшей успеваемостью в институте или университете. Однако не менее объективным показателем может служить и средний балл выпускного аттестата. Также ЕГЭ не дает никакого представления о том, интересует ли ребенка тот или иной предмет. В отличие, скажем, от предметных олимпиад, которые дают возможность поступить в тот или иной вуз альтернативным путем. Но заставить «пинками» сдавать ЕГЭ можно, а пойти на олимпиаду — нет.
— Но ведь родительские «пинки» могут привести и к негативным последствиям. Например, к суицидам, когда подростки не выдерживают физического и психологического напряжения...
— О подростковом суициде говорится в разных контекстах. Среди причин называют зависимость от Интернета, предстоящие экзамены, некорректное поведение учителей. Но я уверенно заявляю: один из этих факторов никогда не станет причиной самоубийства. Лет двадцать назад (а тогда ни Интернета, ни ЕГЭ еще не было) Россия вышла на первое место по подростковым суицидам и до сих пор, к сожалению, удерживает эти позиции. Но с введением в России ЕГЭ суицидов в стране больше не стало. Подчеркиваю: только из-за ЕГЭ никто не будет шагать из окна.
Много шума создается искусственно. Подростковые суициды, расшатанная нервная система... Но подобным испытаниям учеников подвергали всегда, еще со времен Древнего Китая. ЕГЭ в России — достаточно гуманный вариант оценки знаний и усилий. История полна более жестких примеров. Скажем, еще в прошлом веке в Германии школы классифицировались по типу кастового общества — от образовательного учреждения для рабочих до гимназии с последующим поступлением в вуз. Первый серьезный экзамен дети сдавали в четвертом классе. И если в свои десять лет ученик гимназии плохо справлялся, то шел в школу для рабочих, и шансов вернуться обратно у него уже не было. Противоположный пример: в США до недавнего времени вообще не было экзаменов (первую систему аттестации в школах ввел Джордж Буш-младший лет восемь назад). Такая учеба привела к тому, что еще в 80-х годах десятиклассник обычной московской школы по своим знаниям опережал студента американского колледжа. ЕГЭ — это лишь испытание, и относиться к нему нужно так же, как к любому другому жизненному событию.
— Как вести себя родителям выпускников?
— Папы и мамы должны сохранять спокойствие. Почему-то некоторые из них считают, что если их чадо не сдаст ЕГЭ на отлично, то наступит конец света. Взрослым важно уяснить: ребенок — это бизнес-проект, который не приносит прибыли. Не надо решать за него, на какой балл сдать ЕГЭ, в какой вуз поступать, кем быть в дальнейшем. Никогда не возлагайте на ваше чадо больших надежд, иначе крах неизбежен. Единственные правильные слова, которые могут сказать родители своему ребенку накануне экзаменов: «Ты сдашь их настолько, насколько подготовишься». Можете обеспечить детям занятия с репетитором — обеспечьте. Можете купить книги по подготовке к ЕГЭ — купите. Остальное сделают не ваши деньги или связи, а только усилия вашего ребенка, его собственное движение к цели.
— Чем могут помочь школьные учителя?
— Педагоги не должны обсуждать при учениках минусы ЕГЭ. Эти пересуды губительны для детей: они теряются в потоке противоречивой информации и за месяц-два до экзамена эмоционально «выгорают». И уж, конечно, учитель ни в коем случае не должен говорить ребятам что-то вроде: «Сдашь плохо ЕГЭ — забудь о дальнейшей успешной жизни!»
— Выпускникам часто советуют «взять себя в руки». А как это сделать практически?
— Старшеклассник должен постараться по-взрослому оценить ситуацию. Тщательно отфильтровать всю информацию, которая льется на него отовсюду — из уст учителей и родителей, с телеэкрана, из Интернета, радиоприемника, газет. Поговорить с теми, кто уже сдавал ЕГЭ, подробнее расспросить, что собой представляет эта процедура, каковы могут быть последствия успешной и неуспешной сдачи. Затем надо четко увидеть цель — сдать экзамены. И двигаться к ней со здоровым прагматизмом. Но относиться к предстоящему — спокойно. Ведь экзамены случаются в жизни постоянно — в вузе будут сессии, а если захочется, например, водить автомобиль, то придется сдавать и на права.
— Как сконцентрироваться непосредственно перед экзаменом?
— Паниковать из-за того, что ты ничего не знаешь, бессмысленно. Нужно было учиться тогда, когда для этого отводилось время. Два курса школьной программы — русский язык и математика — являются инструментальными, их нужно изучать из года в год и оперировать ими в других дисциплинах. Остальные — ознакомительные курсы. При большом желании за один учебный год можно ознакомиться со всеми школьными предметами, и нет такого ученика, который бы это не осилил. Здесь помогут консультации с учителями, занятия с репетиторами.
— А что делать накануне экзамена?
— Снять нервное напряжение можно старыми добрыми способами. Это может быть все, что принято в вашей семье, среди друзей. Одни ходят в церковь, другие в ночь перед экзаменом высовываются из окна с криком: «Халява, ловись!», кто-то кладет в носки пятаки, надевает в день экзамена определенную рубашку или галстук, берет с собой какой-нибудь амулет или любимую мягкую игрушку. Этого не нужно бояться как какого-то мистического действия — всего лишь сугубо психологическое мероприятие, которое очень хорошо снимает напряжение и дает уверенность.
Прямо перед экзаменом не надо ничего учить. Из двух ассоциаций крепче та, что сформировалась раньше, новый материал накануне испытания попросту не усвоится. Но многие читают материал не для того, чтобы запомнить, а чтобы снять тревогу — вот это действительно помогает. Чтобы не терять время, попытайтесь упорядочить выученное — напишите тезисный план, сделайте шпаргалки, это хороший способ кратко изложить информацию. Пользоваться шпаргалками на экзамене не нужно, пусть они просто будут, это также добавит уверенности.
Очень важно за сутки до экзамена не принимать никаких химических веществ — валерьяны, других успокоительных таблеток. Как эта химия сыграет на мозговых процессах в условиях предэкзаменационных переживаний, предсказать невозможно. К утру значимого дня надо все приготовить заранее — от костюма до мелочей, которые пригодятся: учебник, ручки, карандаши, носовой платок и так далее. А если накануне ночью не спится, лучше спокойно лежать с закрытыми глазами — это тоже отдых.


"Чебоксарские новости"
29 мая 2012
00:00
Поделиться