Хозяин участка

Его служба начинается рано утром и заканчивается поздним вечером. Весь день — это круговорот событий и людей. Нужно держать все под контролем, всегда быть в форме, а иногда — даже своим среди чужих.
На этой неделе в России прошла акция «Один день участкового уполномоченного полиции». Мероприятие приурочено к профессиональному празднику стражей порядка (отмечается 17 ноября — в этом году службе исполняется 90 лет). Участниками могли стать все желающие. Обозреватель «ЧН» не остался в стороне, тем более представился повод познакомиться со своим участковым.
— Вообще-то, это хорошо, что вы меня не знаете — значит, у вас не было проблем, требующих вмешательства правоохранительных органов, — улыбается капитан полиции Валерий Лазарев.
Он держит руку на пульсе «Богданки» уже пятый год. И вопреки расхожему мнению о том, что это, мягко говоря, не самая благонадежная часть города, говорит:
— Район нравится — спокойный. Примерно 15 тысяч жителей. Люди доброжелательные, понятливые. Я сам здесь несколько лет жил, пока недавно не переехал вместе с семьей в служебную квартиру в Новый город.
Есть, конечно, «горячие точки». Например, бывший кинотеатр «Сокол», где сегодня размещены сауны, гостиница, круглосуточный магазин, ресторан. Но проблемы доставляют не местные жители, а приезжие, отдыхающие. В МВД есть планы по установке здесь купольной камеры видеонаблюдения, сигнал с которой будет поступать в дежурную часть. В жилом секторе чаще всего «шумят» в новостройках по ул. Дементьева, но это опять-таки переехавшие из других районов.
Спиртом в квартирах больше не торгуют — удалось приструнить последнюю хозяйку-продавщицу. Был наркопритон в частном секторе по ул. Репина, но и его прикрыли. Из учеников 12-й школы, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, всего один с «Богданки», остальные — с Кировского поселка. В этом году в микрорайоне произошло одно убийство, «по пьяной лавочке».
— Ранее судимых в микрорайоне много проживает. Это, пожалуй, и отличает его от других, — участковый достал из сейфа несколько листов списка с фамилиями и адресами — свидетельство богатого криминального прошлого «Богданки», когда-то именуемой в местной среде «Кладбищем».
На учете 141 человек: освобожденные из мест лишения свободы условно-досрочно, родители, отрицательно влияющие на детей, трудные подростки, семейные дебоширы, условники, социально опасные психически больные. Под административным надзором 22 человека, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и вышедших на свободу с ограничениями — их также нужно постоянно контролировать. Ничего не скажешь, «спокойный» район. А вот алкоголиков, официально состоящих на учете в наркодиспансере, нет.
— Поумирали, — вздыхает участковый. — Эти «фанфурики» — настоящий бич.
По дороге встретилось несколько потребителей пойла. Бородачи, завидев Лазарева, прятали глаза. Как выяснилось, Валерий Николаевич знает все и про этих людей, и про снимающих на «Богданке» жилье цыган, и про индуса, расхаживавшего летом по улицам в чалме. Кого только нет в районе!
А как обстановка «за «Соколом»? Там проходят трубы теплотрассы — для некоторых вполне подходящее место для застолья. Оказывается, трубы уже облюбовали школьники — очень удобно сидеть около стены с сотовыми в руках и путешествовать по Интернету, пользуясь бесплатным Wi-Fi гостиницы.
Отправляемся проведать обитателей «нехороших квартир». Хозяйка первой встречает нас с ведром грязной воды — только что помыла полы. Участковый удивлен: невиданное дело в жилище, где часто собираются любители «фанфуриков». «Я никого не вожу, они сами приходят!» — защищалась пенсионерка. И поведала душещипательную историю о том, как ей с утра было нечем разжечь газовую плиту. Пришлось разбирать спичечный домик, который она когда-то нашла на помойке. «Скоро сын приедет из Москвы, ремонт хочет сделать», — объяснила женщина уборку и пустые комнаты. «Хорошо, познакомимся», — отметил участковый.
В другой квартире долго не открывали. Парочка возлежала на полу на матрасе рядом с двухметровым холодильником (видимо, все, что осталось от былой роскоши). «У меня такая тяжелая жизнь! Я так устала!» — принялась раскрывать душу дама, неизвестно когда в последний раз бывшая трезвой. Двое ее сыновей живут с бабушкой. «Она в воскресенье им по сто рублей дала», — не без гордости за свою соседку по матрасу заявил тип в наколках.
А в третьей квартире велась «светская» беседа. Все ее участники были участковому знакомы. Курили беспрерывно, хоть топор вешай. Отсутствие свежего воздуха собеседников нисколько не смущало, они даже форточку не думали открыть. Хозяйка «салона» провела 12 лет в местах лишения свободы. «Поначалу после освобождения она даже со мной разговаривать не хотела», — усмехается Валерий Лазарев. А сейчас, ничего, общается. При виде стража порядка, конечно, с места не вскочила, но на его вопрос о жизни ответила: «Лучше всех!»
Вечером, с 18 до 20-ти, Лазарев должен вести прием граждан. Много лет «опорка» располагалась возле школы № 9. Но теперь у участкового пункта полиции новый адрес — ул. Б. Хмельницкого, 127. Это окраина микрорайона и добираться сюда из других его уголков не очень удобно. Но бабушка пришла. Она поведала историю сложных взаимоотношений с соседкой: рассказ подробный, начиная с 1998 года. Участковый Лазарев слушал внимательно, ни разу не прервал, сочувственно вздыхал, кивал головой, успокаивал. Железному терпению этого человека можно только позавидовать.
Пока идет эта задушевная беседа, осматриваю кабинет: просторный, светлый, компьютерная техника, работающая, но, говорят, требующая обновления. В углу полка с книгами. Наряду с Уголовным и другими кодексами — томики Александра Дюма, Жорж Санд.
Вера Фомылина