Патруль без погон
Десять лет назад в Чебоксарах была возрождена народная дружина. От прежней, созданной в СССР в 1959 году, к тому времени остались только воспоминания: о патрулировании вечерних улиц целыми бригадами и родительскими комитетами, о красных повязках. Участие в ДНД считалось общественной нагрузкой. Новую дружину пришлось создавать по другим принципам: дружинники уже стали получать зарплату, почасовую.
— Сначала 25 ноября 2003 года был принят Закон Чувашской Республики «О народных дружинах», через месяц последовало Положение о народной дружине в г. Чебоксары. Первых дружинников (нужно было набрать сто человек) искали самостоятельно — ездили по вузам и техникумам, предприятиям, общались с молодыми людьми, призывали, агитировали, — рассказывает начальник городской структуры Геннадий Дарвин.
Первое время народная дружина ютилась в опорном пункте по ул. Привокзальной. Затем у нее появился свой штаб — по ул. Калинина, 106. Организация получила статус муниципального казенного учреждения. Дружинники работают здесь на основе срочных трудовых договоров. Многие совмещают эту работу с основной.
— Мы постоянные участники Всероссийского форума добровольных дружин по охране общественного порядка «Симбирский диалог», — продолжает Дарвин. — Наш опыт работы именно как муниципального учреждения востребован. Немало коллег из других регионов взяли его на вооружение.
На одном из таких форумов составили обращение в Госдуму о скорейшем принятии Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Осенью этого года законопроект был принят в первом чтении. В частности, определены меры поощрения, в том числе материального, для граждан, участвующих в охране общественного порядка. Предусмотрена возможность личного страхования народных дружинников, обеспечения их проездными билетами на все виды общественного городского транспорта, предоставления ежегодного дополнительного отпуска по месту работы до 10 дней, но без сохранения зарплаты. Предлагается дополнить КоАП РФ статьями, предусматривающими ответственность за невыполнение законных требований народного дружинника или внештатного сотрудника полиции.
Отличительная примета сегодняшнего чебоксарского дружинника — не красная повязка на рукаве, а специальная форма бордового цвета: летом — жилетки, зимой — куртки-накидки. Этим людям уже никто не удивляется: ни одно массовое мероприятие в городе, будь то соревнования или концерт, не обходится без них. Вместе с патрульно-постовой службой полиции народные дружинники охраняют общественный порядок. Большую помощь они оказывают и участковым уполномоченным.
«Тарифный план» дружинника такой: один час работы — 45 рублей. Повышение произошло с 1 октября (прежде было 39 рублей). А в сентябре 2006-го, к примеру, один час дежурства обходился городскому бюджету в 17 рублей. На сегодня в штате МКУ двое студентов, шестеро пенсионеров (из них пятеро служили в МВД), четверо рабочих, пятеро служащих, трое сотрудников частных охранных предприятий, один безработный. Одни дежурят по четыре часа в день (совместно с ППСП), другие — по три часа в день (совместно с УУП).
— Основной состав представляют те, кто в народной дружине уже свыше пяти лет, — говорит Геннадий Дарвин. — Это настоящие патриоты. Кстати, с участием дружинников в этом году было выявлено более трех тысяч административных правонарушений.
Увы, встречаются и те, кто скептически относится к деятельности общественников: мол, полиция должна сама справляться со своими задачами. К тому же сейчас активно внедряются системы видеонаблюдения — и это хороший инструмент для сдерживания злоумышленников. Дарвин не согласен: «Пример дружинников очень важен для правового воспитания граждан, молодежи. Никакая техника не способна выполнить эту ответственную миссию».
Вера ФОМЫЛИНА