Прибыль на затратах

Дискуссия развернулась вокруг заключения энергосервисных контрактов. Главными экспертами выступили руководитель дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина и директор АУ «Центр энергосбережения» Минстроя Чувашии Юрий Алексеев.
К слову, эта тема уже обсуждалась в июле — Шилина встречалась с главой города Чебоксары Леонидом Черкесовым. Для реализации предлагаемого проекта нужна была политическая воля. И «добро» получено, ведь нововведение поможет снизить затраты горожан на тепловую энергию — самую дорогую коммунальную услугу.
Мария Шилина объяснила, как работает механизм:
— Сегодня во многих домах нет технической возможности регулировать теплопотребление, отсюда перетопы в межсезонье. Получить необходимое оборудование можно в рамках энергосервисного контракта, когда специализированная компания (инвестор) обязуется за счет своих средств провести в доме энергосберегающие мероприятия. Возврат вложенных финансов инвестор получает от экономии, которую он гарантирует по договору. Когда контракт закончится (через три-пять лет), вся дальнейшая экономия останется жильцам.
Энергосервисные компании рискуют в этой ситуации достаточно серьезно: они несут всю ответственность за недостижение экономии, за сбой в работе оборудования. Потому инвестор будет очень избирательно подходить к домам, в которых ему предстоит работать.
Проект — пилотный, до Чебоксар дирекция по проблемам ЖКХ внедряла его в Москве. А вот в одном из районов Ленинградской области коммунальщики сами «созрели» до идеи модернизации жилфонда с помощью энергосервисных контрактов. По словам Шилиной, подобные инициативы встречаются редко, обычно управляющие компании, обслуживающие многоквартирные дома, проявляют инертность в вопросах внедрения новых технологий. Она с сожалением отметила, что развитие энергосервиса в стране (за рубежом это обычная практика) сдерживают низкая активность собственников, несмотря на то что проект обещает им реальную экономию, и неготовность УК содействовать. Вот и в Чебоксарах, по наблюдениям «ЧН», как во время июльской встречи, так и сейчас, представителей УК главным образом волновал один вопрос: «Какой резон участвовать нам в этой программе?».
На начальном этапе от УК требовалась информация о технических характеристиках домов. Сегодня идет обследование 697 чебоксарских многоэтажек, возможно, список кандидатов расширится. Работы по установке энергосберегающего оборудования планируют начать в 2015 году после отопительного сезона. Но прежде необходимо провести общие собрания собственников жилых помещений. Именно за ними — окончательное решение об участии в программе модернизации.
— Здесь нет подводных камней, — убеждал коммунальщиков директор Центра энергосбережения. — Собственники в конечном итоге выиграют. Нужно только правильно людям объяснить. Энергосервис в домах должен быть обычным явлением.
Промышленные потребители ресурсов заинтересованы в энергосбережении, а вот жилищный сектор отстает. Не все обитатели многоэтажек готовы вкладываться в модернизацию тепловых узлов. В такой ситуации, по словам специалиста, энергосервисный контракт как никогда кстати, поскольку от жильцов он не потребует дополнительных расходов.
Вера Фомылина
http://chebnovosti.ru/News.aspx?id=c4241ff5-09b8-4a75-a093-027d36c6ac9a