С реформой по пути ("Чебоксарские новости")
Судя по выступлениям, проблема пассажирских перевозок стоит остро практически в каждом большом городе. И пока достичь серьезных успехов удалось разве что столице Татарстана, где транспортная реформа началась около 10 лет назад. А вот в Оренбурге этот шаг планируется сделать в 2020 году, хотя здесь уже сегодня, по словам начальника управления городской администрации Дмитрия Анисимова, общественный транспорт отстает от потребностей пассажиров. На рынке преобладают частные перевозчики. В поисках выхода в Оренбурге создали одно муниципальное транспортное предприятие, объединив троллейбусное управление с автобусным.
Чебоксары занимаются транспортной реформой полтора года. «В качестве лучших практик по организации пассажирских перевозок перенимали опыт Москвы, Казани. Работали с тем же институтом по обследованию пассажирских перевозок, что и наши соседи», — отметил заместитель председателя Ассоциации городов Поволжья, глава администрации города Чебоксары Алексей Ладыков.
В нашем городе преобладают автобусы малой вместимости (ситуацию усугубило недавнее банкротство ГУП «Чувашавтотранс»), осложняет дорожную обстановку и высокая плотность маршрутной сети. Нередко маршруты дублируют друг друга, при этом к муниципальным добавляются межмуниципальные. Эти проблемы призвана снять транспортная реформа, запланированная к старту в декабре.
Приоритет будет отдаваться автобусам средней и большой вместимости. В рамках исполнения муниципальных контрактов предполагается обслуживание маршрутов новым транспортом (закупается более 200 автобусов). Также администрация города поставила задачу сохранить троллейбус, который остается востребованным: в первом полугодии 2018 года пассажирским транспортом было перевезено 45,2 млн. человек, доля троллейбусов — 65%. По количеству подвижного состава чебоксарское предприятие находится на шестом месте в стране, и на первом — в ПФО.
Троллейбусная сеть в столице Чувашии будет развиваться и дальше, объем перевозок планируется увеличить. «ЧН» уже сообщали, что заключен договор финансового лизинга на поставку пяти троллейбусов с автономным ходом для обслуживания микрорайона «Садовый». В 2019 году откроется троллейбусная линия в микрорайоне «Новый город».
«Главной проблемой предприятия является задолженность перед энергетиками, — подчеркнул в своем докладе заместитель главы администрации Чебоксар по вопросам ЖКХ Владимир Филиппов, — в настоящее время она составляет 120 млн. рублей. Год назад этот показатель превышал 160 млн. руб.». Для снижения долга пришлось изменить график движения, оптимизировать схемы некоторых маршрутов. Помогли соглашение о реструктуризации задолженности и бюджетные субсидии. Однако, несмотря на сокращение потребления электроэнергии по предприятию, ее доля в себестоимости услуг продолжает расти за счет постоянного увеличения стоимости.
Также широкую дискуссию на заседании секции Ассоциации городов Поволжья вызвали недавно вступившие в силу изменения в Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». В частности, о возможности перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Вызывает вопросы и новый Порядок определения начальной максимальной цены контракта в этой сфере.
Алексей Ладыков, заместитель председателя Ассоциации городов Поволжья, глава администрации города Чебоксары: «Требуется серьезная доработка федерального законодательства, в части повышения ответственности за качественное выполнение условий заключенных контрактов перевозчиками всех форм собственности. Необходимо конкретизировать полномочия органов местного самоуправления по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания». |
В Чебоксарах ситуация такая: в июне администрацией города были объявлены аукционы на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на восемь лет. По 14-ти маршрутам определены победители, по 10-ти — продолжаются торги, по одному — завершен прием заявок.
Участники дискуссии затронули и такой злободневный вопрос, как обновление подвижного состава. Вопрос капиталоемкий, без поддержки региональных и федеральных властей, специальных программ решить его трудно. Например, в Казани на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе, выделяется субсидия из регионального бюджета в размере трех млн. рублей за каждый автобус. Животрепещущий вопрос — сохранение льготного проезда. Алексей Ладыков предложил разработать меры по компенсации из вышестоящих бюджетов расходов транспортных предприятий от перевозки пассажиров, которые не перекрываются доходами, полученными от их основной деятельности. Итоги заседания секции были подведены на общем собраниии Ассоциации городов Поволжья. «Все выработанные предложения будут обобщены и направлены в адрес полномочного представителя Президента РФ в ПФО и в соответствующие комитеты Совета Федерации и Государственной Думы», — заверил председатель Ассоциации, мэр города Казани Ильсур Метшин. |