г. Чебоксары Чувашской Республики

История 550-летнего города: Красная площадь

В этом году город Чебоксары отмечает 550-летний юбилей. В рамках празднования этой знаменательной даты администрация города и АУ «Музейно-туристический центр г. Чебоксары» рассказывают о памятных датах, а также о главных достопримечательностях столицы Чувашии, которые с течением времени преобразились и сохранили свою историю для потомков. Тема сегодня – Красная площадь.

Как отмечает глава администрации города Чебоксары Алексей Ладыков: «Исторические факты позволяют ощутить то движение, которое идет в Чебоксарах с 1469 года. Мы рассказываем жителям от мала до велика про значение Ивана Грозного и Екатерины Великой в развитии столицы, роль воевод, ценности, которыми обладаем – памятники, иконы, особняки. Говорим о героизме жителей Чебоксар в годы войны, мощности заводов, трудовых достижениях».

в

В юбилейный год для города, Красная площадь встаёт на реконструкцию. Напомним, Чувашская Республика вошла в число 22 регионов, которые получили федеральные субсидии на создание обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров. По государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» в Чебоксарах в 2019-2021 годах планируется реализация проекта «Реконструкция чебоксарского залива и Красной площади в рамках создания кластера «Чувашия – сердце Волги».

Реконструкция будет проведена в несколько этапов до ноября 2021 года. Основная цель реконструкции Чебоксарского залива и Красной площади – комплексное решение модернизации инженерно-технических и коммунальных сетей и благоустройство территории, прилегающей непосредственно к заливу, в увязке со сложившейся планировочной структурой центральной части города, обеспечение удобных пешеходных и транспортных связей со всеми функциональными зонами, прилегающими к заливу.

Красная площадь открывает потрясающий вид на акваторию залива и архитектурный ансамбль из зданий Чувашского драмтеатра и Национального музея. Город мастеров приглашает за уникальными работами умельцев народных промыслов. Рядом — часть старого города, с историческими зданиями, храмами, старинными улочками и панорамными видами на Волгу.

В далёкие времена на месте Красной площади находилась старая часть города. В 1960 гг. в связи с возведением Чебоксарской ГЭС эта часть столицы попала в зону затопления и утратила исторические ценности.

с

На планах города 1829 и 1873 годов место, где сейчас располагается Красная площадь, было занято рынком и называлась Городской площадью. Название Базарной закрепилось в конце XIX века. Здесь стояли три церкви - Покровская, Успенская и Рождественская - зимняя и летняя, дворянское собрание, городское управление, земство, судебные учреждения. До сегодняшних дней сохранилась только Успенская церковь.

Место было окружено холмами и примыкавшими к ним улицами и переулками. Во время ливневых дождей и подъёма паводковых вод потоки грязевой жижи переполняли реки Чебоксарка и Кайбулка и заливали эту площадь. Несмотря на это, чебоксарцев вполне устраивало местонахождение рынка. Отсюда было рукой подать до любого конца города.

В переписи улиц и строений 1884 года на этом месте находились Хлебная и Покровская площади, Мясной и Обжорный ряды.

На пороге XX века чебоксарский базар расширился: на просторной Базарной площади открывались, новые торговые заведения; купцы и торговцы с новым строительством вышли за пределы рынка, свои торговые точки открывали в жилых массивах и непосредственно при своих домовладениях.

В 1909 году были открыты 174 торговые точки, в их числе 70 - при смешанной торговле. На втором месте – продовольственные и закусочные. В том же году появляются 12 хлебных лавок, 9 пивных, две водочные, ресторан и трактир. Расширяется торговля мануфактурой и колониальными товарами. В начале XX века образовался торговый ряд с каменными двухэтажными магазинами. Самые бойкие места на магистральной улице города занимают Дрябловы, Игумновы, Виэгины, Иевлевы, Геронтьевы.

ы

В Чебоксарах базары бывали два раза в неделю - по понедельникам и пятницам. В торговое дело вовлечены тридцать купцов второй гильдии и 180 мелких торговцев. К последним относились и кустари. Они работали в одиночку или объединялись в группы. Таких групп в городе насчитывалось 111, а работающих в них - 228 мастеров, 65 учеников и 37 вольнонаёмных. В 1910 году в составе ремесленных заведений числилось 15 булочных, 5 портняжных, 4 сапожных, столько же столярных, 5 плотничных н малярных. Были печники, шубники и бондари. Кустари и крестьянские умельцы производили мебель, предметы быта и домашнюю утварь.

Около Покровской церкви на базаре отводится специальное место для торговли зерном и мукой. В народе оно называлось Хлебной площадью. Здесь строятся амбары и кладовые.

От урожая зерновых зависела торговля всеми другими товарами. В урожайный год крестьянин вёз на рынок зерно, крупу и муку, мясо, молоко, масло. На вырученные деньги приобретал городские товары.

Базары играли не только экономическую роль. Они сближали людей, здесь происходил процесс общения различных социальных групп, высвечивались межнациональные отношения. На Чебоксарский базар съезжались русские, чуваши, марийцы, татары. Во главе городского купечества был купец первой гильдии, не только старший, а и весь род Ефремовых.

Но особого расцвета рынок достиг в годы нэпа. Предприимчивые дельцы действовали оперативно и товары завозили издалека. На открытых дощатых прилавках, под тентами, в ларьках и лавчонках лежали промышленные и продовольственные товары. С возов продавали привозные фрукты. Местные

садоводы весами не пользовались: продавали ведрами, корзинами. Не было недостатка в рыбе и ее продуктах: красно-рыбица, белорыбица, красная и черная икра. Местные рыбаки предлагали сазанов, лещей, стерлядь. Воблу привозили в фурманах. Нераспроданную развозили по деревням. В противовес нэпманам и мелким торговцам начинали действовать кооперативы.

Базарная площадь оставалась неблагоустроенной, утопала в грязи и пыли. С тех пор, как Чебоксары стали столицей Чувашии, неоднократно ставился вопрос о переносе торговых рядов в другое место. Так в 1930 году возник «Зеленый базар», просуществовавший вплоть до 1980 года. Новый рынок, как Центральный, закрепился на стыке улиц Гагарина и Усадской.

В ознаменование образования Чувашской автономии на Красной площади был построен памятник. Сооружение было деревянное. В народе оно называлось «Красными воротами», или «Триумфальной аркой», и находилось между парками «Детский» и имени Н. К. Крупской.

Триумфальная арка состояла из двух башен, соединённых балконным переходом, над которым была стрельчатая двухскатная крыша-шатёр. В её круглом оконном проёме в 1926 году был установлен первый и единственный в городе репродуктор-громкоговоритель.

«Радио, чудо-техника тех лёт, привлекало внимание всех. Приближаясь к арке, прохожие замедляли шаг, проезжавшие придерживали лошадей и слушали голос Москвы. Отдельные смельчаки старались влезть на крышу и посмотреть, кто спрятался за репродуктором», вспоминает в своей книге «Чебоксары и чебоксарцы. Записки краеведа» А.Терентьев.

На одной башне с плоской крышей с парапетом в форме зубцов и столбиков по углам был прикреплена геральдический щит с цифрой «191». Ворота напоминали собою средневековое сооружение.

1924 год следует считать датой постройки Триумфальной арки. Красные ворота оживляли площадь, придавали ей праздничный вид. В дни народных торжеств здесь собирались горожане и приезжие. Люди слушали выступления ораторов с балконов. На каждой башне было по три балкона, на переходе между башнями выступали певцы и декламаторы, хор и музыканты.

Однако вскоре Красные ворота утратили своё назначение. Арка мешала движению транспорта, поэтому рядом с ней появляется другое сооружение. По форме оно копировало первый вариант мавзолея В. И. Ленина в Москве. В народе здание имело неофициальное название «Мавзолей». Это одноэтажное здание с трибунами, расположенными в верхней части с трех сторон по периметру, все чаще использовалось во время демонстраций и митингов. Внутри здания находился магазин культтоваров. Здесь же торговали книгами. Эти два сооружения не сохранились. Ворота были разобраны в конце двадцатых, а «мавзолей» - в начале тридцатых годов.

В публикации использованы материалы из книги А. И. Терентьева «Чебоксары и чебоксарцы. Записки краеведа».



24 июля 2019
13:30
Культура и туризм
Поделиться