2022.10.03 О функционировании и развитии системы инклюзивного образования в образовательных учреждениях города Чебоксары
Докладчик - Сахарова Елена Петровна, начальник управления образования администрации города Чебоксары.
Место проведения - администрация г.Чебоксары.
Одной из приоритетных задач столичного образования является создание специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также предоставление им психолого-педагогической помощи в социальной адаптации.
В настоящее время в образовательных учреждениях воспитывается и обучается более 2 тысяч детей с ОВЗ (2467 детей) и около 700 детей - инвалидов (695 детей) (2021 - 2399 детей с ОВЗ и 617 детей-инвалидов).
Система методического сопровождения детей с ОВЗ реализуется через работу психолого-педагогического консилиума в каждом учреждении и деятельность Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество».
В образовательных учреждениях более 600 специалистов (учителя - логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, ассистенты, тьюторы) оказывают коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно в очередь для получения места в специализированные детские сады встают более тысячи детей с различными нарушениями в развитии.
По состоянию на 03.10.2022 в очереди состоит 558 детей с ОВЗ (2021 - 630 детей, 2020 - 837 детей).
За последние три года нам удалось сократить очередность за счет введения ставок логопедов и открытия дополнительных групп компенсирующей направленности в детских садах, которые не доукомплектованы в связи с отсутствием очередников:
- в 5 специализированных детских садах (ДОУ №№ 2, 6, 23, 118, 128) созданы условия для около 400 детей (382 ребенка) с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и интеллекта;
- в 21 детском саду функционируют группы для детей с ОВЗ с охватом 863 ребенка;
- в 105 детских садах общеразвивающего вида более полутора тысяч детей с нарушениями речи получают коррекционную помощь учителей-логопедов (1503 ребенка).
В дошкольных учреждениях города активно и целенаправленно проводится работа по внедрению вариативных форм обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, такие как лекотеки и патронатные группы. Такие формы позволяют оказывать образовательные услуги и помощь в социализации детям, имеющим противопоказания к посещению детских садов.
Справочно:
Лекотека - ДОУ № 7, 11, 201, 203 с охватом 39 детей (2021 - 40 детей);
Патронат - ДОУ № 6, 11, 23, 145 с охватом 27 детей (2021- 30 детей).
Учебный процесс в условиях инклюзии непосредственно в школе организован для тысячи обучающихся (1033 ребенка), на дому обучаются более 100 детей - инвалидов (119 детей).
Обучение в дистанционной форме организовано для 16 детей в 3 школах (СОШ № 43, 57, 59). Все дети обеспечены доступом к сети Интернет и базовыми рабочими местами.
На базе 4 школ (Гимназия № 5, СОШ №№ 19, 59, 65) функционируют ресурсные центры инклюзивного образования для обучающихся с ОВЗ с охватом 125 детей (2021 - 123 ребенка).
Особое внимание уделяется вопросу социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. В настоящее время в 29 образовательных учреждениях обучается 71 ребенок с РАС (8 ДОУ - 24 ребенка, 21 СОШ - 47 детей), которым оказывается помощь специалистами.
В целях организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, на основании приказа управления образования утвержден План мероприятий по открытию ресурсных классов для детей с РАС на базе гимназии № 5, СОШ № 65, СОШ № 30.
В текущему году более 100 специалистов образовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации для работы с детьми РАС и другими ментальными нарушениями.
Благодаря мерам поддержки, которые принимает правительство нашей республики и руководство города, в детских садах дети с ограниченными возможностями обеспечены бесплатным двухразовым питанием, а дети - инвалиды питаются бесплатно. На эти цели из бюджета города в 2022 году направлено более 15 млн. руб. (15,2 млн. руб.) (2021 - 10,7 мнл.руб.).
В школах на организацию бесплатного питания детей с ОВЗ из бюджета города предусмотрено 7 млн. рублей, в том числе на выплату компенсации детям, находящимся на домашнем обучении (2021 - 6,1 млн. руб).
С 2012 года в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 8 детских садах и 16 школах города созданы безбарьерные условия, позволяющие детям с ОВЗ включиться в освоение образовательной программы. На данные цели было направлено более 37 млн. рублей для устройства пандусов, расширения дверных проемов кабинетов и главного входа, установки поручней внутри здания и обустройства здания информационными табличками.
Работа в данном направлении продолжается и уже в 103 образовательных учреждениях установлены пандусы для маломобильных групп населения (СОШ - 58, ДОУ - 45), в 151 учреждении – имеются информационные таблички Брайля (СОШ - 61, ДОУ - 90). Лифтами для маломобильных групп населения оборудовано 17 учреждений (4 СОШ, 13 ДОУ).
Для оказания психологической, педагогической и методической помощи родителям, в том числе воспитывающим детей с ОВЗ, на базе 19 образовательных учреждений (ДОУ № 6, 7, 11, 128, 130, 134, 162, 201, 203, 204, 205, 206, 209, СОШ № 1, 6, 12, 18, 48, 64) созданы консультационные центры. За последние два годы центрами оказано более 97 тысяч услуг как в очной, так и в дистанционной форме.
Справочно:
С 2017 года на открытие консультационных центров за счет участия в грантовой деятельности привлечено более 118 млн. руб.
Опыт работы города Чебоксары по организации инклюзивного образовательного пространства ежегодно освещается на всероссийских и международных научно-практических конференциях регионов России. Образовательные учреждения неоднократно становились победителями конкурсов различного уровня.
Работа в данном направлении будет продолжена. Перед нами стоит задача выстроить непрерывную систему инклюзивного образования через создание условий и доступности качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.