г. Чебоксары Чувашской Республики

Проект «Живые уроки» на примере города Чебоксары представлен 27 субъектам Российской Федерации

Проект «Живые уроки» на примере города Чебоксары представлен 27 субъектам Российской Федерации

Сегодня, 18 апреля, город Чебоксары презентовал свои наработки по проекту «Живые уроки» на Межрегиональном координационном и экспертном совете во Дворце Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Участниками совета стали руководители региональных органов власти в сфере культуры и туризма из 27 субъектов Российской Федерации, а также представители туроператорского сообщества и системы образования.

Напомним, что экскурсионно-образовательный проект «Живые уроки» стал реальной площадкой взаимодействия туроператоров, образовательных организаций и музеев страны. Одна из главных его идей – внедрение экскурсионно-туристских мероприятий в общеобразовательный процесс. Реализация проекта осуществляется чуть больше года, в настоящее время к нему подключилось 25 субъектов Российской Федерации.

Чувашскую Республику, город Чебоксары на Совете представляла заместитель главы администрации г. Чебоксары по социальным вопросам Алла Салаева с темой: «О системе организации и финансирования образовательного туризма в рамках проекта «Живые уроки» на примере города Чебоксары».

В числе положительных результатов реализации проекта в Чебоксарах отмечено, что принято решение муниципалитета о системном финансировании проекта «Живые уроки». Кроме этого, разработана система мотивации директоров и педагогов за внедрение новых форм обучения и появилась возможность отбора детей для поездок в целях стимулирования их достижений в учебе и общественной жизни. При этом дети получают качественный образовательный туристический продукт, где нет дешевых гостиниц и некачественного питания, сложностей по транспорту и безопасности.

Алла Салаева озвучила всю логистику процесса, отметила, что в детском туризме важно понимать разницу между двумя моделями: культурно-познавательной и образовательной. В первой модели программу формирует культура – музеи, парки, во второй – ресурсы культуры используются образованием для закрепления материала.

Для совершенствования системы были опробованы разные формы, в том числе по профориентированию, посещению заводов и фабрик, а также квесты, мастер-классы. Оптимальной моделью «живых уроков» стало межведомственное взаимодействие органов власти, учреждений образования, культуры, здравоохранения, промышленных предприятий, научно-производственных организаций. Разработан каталог 70 «живых уроков» и маршрутов, которые охватывают и близлежащие регионы. К примеру, на таких уроках тему «Параллельные прямые»  чебоксарские семиклассники закрепляют во время посещения единственного музея в мире, посвященного великому геометру Н.И. Лобачевскому в г. Козловка (Чувашия). А «Экономику Среднего Поволжья» – в  городе высоких технологий Иннополисе Республики Татарстан.

В образовательных туристических турах все организационные вопросы и вопросы безопасности берёт на себя туроператор, а за счёт системы лояльных скидок значительно сокращается стоимость. Все финансовые затраты учтены в муниципальном бюджете, а также во внебюджете школы. Благодаря такой системе сетевого взаимодействия в Чебоксарах в 2016 году удалось увеличить число участников экскурсий на 15%, охват школьников составил 21%.

Коллеги обсудили варианты финансирования расходов, очевидную экономическую выгоду для турбизнеса, учреждений культуры, промышленности и итоговую составляющую – увеличение охвата детей, вовлеченных в образовательный туризм. В проекте города Чебоксары расходы по организации проживания и питания предложено закрепить за федеральными структурами, а по транспортировке детей – за муниципалитетом.

«Реализация проекта на условиях взаимодействия регионов и софинансирования из федерального бюджета позволит формировать во всех участвующих в проекте регионах турпотоки школьников на постоянной основе, равномерную загрузку своих музеев, транспорта, гостиниц, объектов питания», – подчеркнула Алла Салаева.

В завершение было отмечено, что положительный опыт города Чебоксары по образовательному туризму заключается в том, что представленные модели универсальны и могут тиражироваться для любого города, любого региона.

В 2017 году более 200 чебоксарских школьников в рамках межрегионального плана мероприятий проекта «Живые уроки» планируется направить в города – участники проекта: Астрахань, Киров, Екатеринбург, Казань и др. В свою очередь, город Чебоксары готов принять школьников из других регионов с 18 по 20 мая для участия в форуме «Живые уроки в Чувашии» и в экологической акции "День Волги", почетным гостем мероприятий станет чемпион мира Николай Валуев.

Примечание: Межрегиональный координационный и экспертный совет проекта «Живые уроки» возглавляет руководитель Федерального агентства по туризму Российской Федерации О.П. Сафонов, членами являются представители Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.



18 апреля 2017
17:35
Поделиться