г. Чебоксары Чувашской Республики

Как встречают теплоходы

Столица Чувашии многое сделала, чтобы по праву называться «Жемчужиной Поволжья». С этим согласны и федеральные эксперты, и участники туристического форума из разных российских регионов. Что еще нужно сделать, чтобы Чебоксары шире распахнули «Туристические ворота» республики?

Фото Ирина САВКИНАНа форуме «Чувашия туристическая» состоялись сессии, посвященные Волге и потенциалу чувашских городов. Туристические планы республики встраиваются в федеральный проект «Великий Волжский путь». Алла Салаева, депутат Государственной Думы России, и Дмитрий Краснов, вице-премьер Чувашии — министр экономического развития и имущественных отношений, с самого начала сессий предложили акцентировать внимание не на достижениях, а на проблемах, которые мешают развитию. Аудитория из более чем 50 российских экспертов в сфере туризма (ведущие операторы круизов, гостиничного бизнеса, турагентств, рестораторов) охотно включилась в обсуждение.

Этим летом, как отметили представители «Московского речного пароходства» Филипп Сидоренков и компании «ВодоходЪ» Игорь Ясинский, суда столкнулись с проблемой «парковки» у Чебоксар. Судов много, причальная стенка маленькая и неудобная, много времени уходит на то, чтобы бросить якорь. Некоторым и вовсе приходилось входить в залив задним ходом.

— Шесть теплоходов одновременно — это максимальная вместимость нашего порта. Нужно честно сказать, что это лето мы отработали на пределе технических возможностей, надо срочно искать новые способы, — согласился глава администрации города Денис Спирин.

Вернуть часть дебаркадеров, как предложил вице-премьер Чувашии, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Павел Данилов, в качестве временной меры, пока строится новый причал? «Они очень дороги в обслуживании, плюс на зиму их придется транспортировать куда-то, — горячо возразил Ванифатий Шайкин, директор Речного порта. — Да и современные круизники могут ненароком раздавить, эти суда гораздо тяжелее старых советских». Рассмотрели возможности «зеленых стоянок», современных полипропиленовых понтонов, цены на материалы для новой причальной стенки. Сошлись во мнении, что строить нужно капитально и быстро.

Но не только бросить якорь в Чебоксарах сложно. Среди недостатков эксперты назвали «неравномерную» квалификацию местных экскурсоводов и скудость маршрутов: да, ознакомительные экскурсии всегда востребованы, но те туристы, кто уже был в столице Чувашии, хотят увидеть что-нибудь новое.

Денис Спирин предложил не увозить большую часть пассажиров судов по маршруту «Две столицы» в Йошкар-Олу, ведь на дорогу автобус тратит 1,5 — 2 часа и это время было бы выгоднее использовать на путешествия «в глубинку» своей республики.

— Более 1000 туристических теплоходов за три года пришвартовались в Чебоксарском порту и свыше 155 тысяч туристов спустились на наш берег. В навигацию 2022 года Чебоксары приняли 512 судов, с общим количеством туристов — 73 269 человек, — привел Денис Вадимович солидные цифры. — 215 судов стояли в Чебоксарах более 6 часов, у 140 продолжительность стоянки была от 4 до 6 часов. То есть почти 70% туристов находятся на территории города от 4 до 8 часов. В топ самых посещаемых мест вошли: Красная площадь и Московская набережная, парк Победы, смотровая площадка Театра оперы и балета, Национальный и Художественный музей, Музей истории трактора, музеи вышивки и Чапаева. Туристам уже в этом году предлагали выездные программы в Мариинский Посад, Йошкар-Олу, Козловку, Цивильск, Алатырь.

Зашел разговор и об уровне комфорта, предоставляемого речным путешественникам. Стереотип о старых теплоходах с «еще советскими, убитыми» каютами не соответствует реалиям, заверили судовладельцы. Круизники сегодня предоставляют роскошные люксы и полулюксы не только с санузлами в каждой каюте, но даже с балконами. Соответственного уровня обслуживания туристы ожидают и на берегу, но новенькие автобусы с кондиционерами и квалифицированными гидами найти по ходу теплохода удается не всегда. А типичный российский речной турист — маломобильный пенсионер, пешком далеко не уйдет.

Эксперты указали на трудности с парковками, питанием и туалетами, развлечениями, оригинальными сувенирами. Поступило предложение разработать аудиогид и для «Валдаев», чтобы скрасить время пути до Казани, например.

По прогнозам экспертов, в 2023 году востребованность круизных туров возрастет еще на 15 — 20%. Чебоксары планируют увеличить количество судозаходов в 2023 году на 10%, а к 2024 году на 20%; довести количество туристов, прибывающих водным транспортом, до 100 тысяч человек; увеличить продолжительность стоянки теплоходов. К следующей навигации предлагается обустроить «Город мастеров» в Речном порту, организовать там же летний офис городского ТИЦ, отремонтировать фонтан около памятника академику Крылову, установить дополнительную систему навигации.

На сессии «Туристический потенциал городов Чувашии» глава столичной администрации напомнил о приближающейся знаменательной дате: «В преддверии 555-летия Чебоксар в 2024 году мы уже сейчас начинаем создавать «точки притяжения» для туристов. Учли пример Нижнего Новгорода, где к 800-летнему юбилею сделали ставку на событийный туризм, сочетание традиционного отдыха с посещением зрелищных мероприятий. Наша задача — подготовить площадки под масштабные спортивные и культурные мероприятия для привлечения туристов».

— Приятно отметить, что столько энергии вкладывается сейчас в туризм в Чебоксарах и в целом по Чувашии, — отметила Мария Киселева, руководитель АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы» на пленарном заседании форума. — Явный прогресс.



22 декабря 2022
17:41
Поделиться