г. Чебоксары Чувашской Республики

Профессия со школы

Такой реакции на «Ассистента экскурсовода» от 10 «б» класса не ожидал никто — ни директор лицея № 44 г. Чебоксары Ольга Чурбанова, ни ее заместитель Ольга Тарасина. «Думали, если откликнется человек 15 — уже будет круто. А у нас сразу 29 детей освоили профессию. Целый класс!» — не скрывая восторга, поделилась завуч.

Обучение специальности прямо за школьной партой стало возможным благодаря участию лицея в масштабном республиканском проекте «УПК-21 — Учебно-производственные классы», инициированном Главой Чувашии Олегом Николаевым еще в 2021 году. «Мы занимаемся ранней профориентацией детей. За счет такого подхода позволяем им не только определиться с траекторией личного развития в будущем, но и уже со школьной скамьи в старших классах получить первые профессии», — так определил цель программы руководитель региона.

Свою подготовку 10 «б» завершил в конце прошлого года. Лицеисты прошли тестирование, успешно сдали зачеты — все как положено. Теперь большая команда дружно ждет свидетельств. «Корочки» подтвердят, что ребята прошли профессиональное обучение и могут работать в музеях и экскурсионных бюро на законных основаниях.

Курс «Ассистент экскурсовода» десятиклассники освоили всего за два месяца. Занятия проходили вне образовательной программы. Раз в неделю, по вторникам, в лицей приезжали специалисты из Новочебоксарского химико-технологического техникума (на его базе расположен Центр опережающего развития, с которым, собственно, и был заключен договор о сотрудничестве). Лекции длились до самого вечера, но никто из слушателей ни разу не пожаловался на усталость. «Дети с готовностью шли на лекции. Им было очень интересно», — отмечает Ольга Тарасина. С неменьшим удовольствием лицеисты посещали и практику по субботам в Чувашском национальном музее. Никому и в голову не приходило пропускать занятия: нужно быть к 9.00 у входа в учреждение — значит, будем!

«О, да! Это был увлекательный опыт», — подтверждает десятиклассница Татьяна. Несмотря на то, что девушка в будущем не собирается работать экскурсоводом, она очень благодарна педагогам за обучение. «Знания в любом случае пригодятся», — уверена лицеистка.

А одноклассница Татьяны Ирина, напротив, уже ближайшим летом мечтает попробовать себя в роли ассистента. «Заодно смогу подзаработать», — рассуждает девушка. Действительно, возможность иметь карманные расходы — еще один несомненный довод в пользу профессионального образования школьников.

И плюсы на этом не заканчиваются. Каждая специальность вырабатывает у человека свои полезные навыки. «Я человек очень стеснительный. На публике выступать не умею… Ну то есть не умел, — поправляет себя Тим. — А после того как провел одну экскурсию, потом вторую, раскрепостился. Я еще не начал работать по профессии, а она мне уже многое дала».

«Нужно отлично знать материал — это раз. Постоянно держать в памяти множество деталей, вдруг кто-то станет задавать дополнительные вопросы — это два. Нескучно преподносить информацию — три. Даже тому, как стоять перед публикой, и то нужно учиться. И вообще — стать ассистентом оказалось не так просто, как мы решили вначале», — резюмирует Богдан из 10 «б». Тогда он и его одноклассники поступили как истинные джентльмены, молча согласившись с выбором девушек (на самом деле, помимо ассистента экскурсовода, было еще несколько вариантов: лаборант, слесарь, экспедитор). Спорить было бы бесполезно — девушек в 10 «б» в два раза больше. Но суть не в этом. Ни те, ни другие не жалеют о сделанном выборе. Даже несмотря на то, что одно из самых перспективных направлений сегодня — IT-технологии, и параллельный 10 «а» идет именно по нему.

«Ну не всем же быть программистами. Обществу очень нужны специалисты, которые работают с людьми. И мы видим, как нашим детям нравится такое взаимодействие», — говорит директор лицея № 44 Ольга Чурбанова. В данный момент в образовательном учреждении обсуждаются детали очередного проекта. Так что не исключено, что нынешние десятиклассники успеют освоить еще одну нужную профессию.

А у десятиклассников школы № 65 обучение будет длиться полтора года — специальность электромонтажника-схемщика за короткий срок не освоишь, здесь немало нюансов. Учебная нагрузка тоже неслабая: много математики, физики, информатики, есть элективный курс по инженерной графике. Регулярны выезды на практику в Чебоксарский электромеханический колледж, с которым активно сотрудничает школа, а еще в ЧГУ им. И.Н. Ульянова, на Чебоксарский электроаппаратный завод — это также полноправные партнеры проекта «УПК-21».

Между тем в группе из 11 человек — одна девушка. Ее пока все устраивает, парней тем более. Обучение сложнее, зато картина будущего более четкая. Школьники, окончившие класс с технологическим модулем, могут поступить в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на факультет энергетики и электротехники по целевому направлению и параллельно работать, конечно же.

«Целенаправленная работа по привлечению выпускников школ к поступлению в вузы республики дает свои результаты. В этом году 61% выпускников остались в Чувашии, что на 6% больше прошлогоднего показателя», — приводит еще один весомый довод в пользу «УПК-21» руководитель регионального Минобразования Дмитрий Захаров.

"В настоящее время проект реализуется в более чем 20 школах Чебоксар", - отмечает сити-менеджер города Денис Спирин. Для школьников открыты востребованные в регионе направления: «Педагогика», «Медицина», «Машиностроение», «IТ», «Электроэнергетика», «Сельское хозяйство» и другие.



27 февраля 2023
20:32

Вести ЧЕ

Поделиться