г. Чебоксары Чувашской Республики

2019.03.25 О реализации на территории города Чебоксары пилотного проекта «Умный город» в соответствии с подписанным с Минстроем Российской Федерации Соглашением.

Докладчик  - Заместитель главы администрации-руководитель аппарата  Алексей Маклыгин.

Место – администрация города Чебоксары, городская планерка.

Нашим Президентом ставятся важные и амбициозные задачи по повышению качества жизни граждан, улучшению их жилищных условий  и совершенствованию городской среды. Утверждены национальные программы и проекты, нацеленные на цифровизацию экономики,  цифровизацию городской инфраструктуры и социальной сферы.

Один из таких проектов - «Умный город», который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

Основные цели реализации проекта «Умный город» -   повышение качества жизни населения, формирование эффективной системы управления городским хозяйством,  экономический рост, повышение конкурентоспособности российских городов за счет внедрения новых цифровых технологий и сервисов.

Минстроем России разработан Стандарт «Умного города» - перечень требований умным городам,  которые включают в себя  базовые и дополнительные мероприятия по таким направлениям,  как:

Городское управление

Умное ЖКХ

Инновации для городской среды

Умный городской транспорт

Интеллектуальные системы безопасности

Интеллектуальные системы экологической безопасности

Инфраструктура сетей связи

Туризм и сервис

Уже сегодня нами сделано немало на пути продвижения к «умному» городу.

Мы начали перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в цифровую форму:

– внедряется Государственная информационная система обеспечения  градостроительной деятельности  для автоматизации процессов подготовки исходно-разрешительной документации,  а это значит,  что цифровыми станут процессы получения согласований и разрешений – меньше барьеров для инвестирования и еще более комфортный деловой климат;

-Создана и развивается Муниципальная геоинформационная система – в цифровой форме  представлена топографическая база, в открытом онлайн доступе жителям предоставлена актуальная информация по городским объектам, проводится их онлайн инвентаризация и учет,   осуществляется инвентаризация и сверка   данных с базами Росреестра, ФНС, Кадастровой палаты. Это делает прозрачными и открытыми источники налоговых поступлений в городской бюджет;

- реализуются мероприятия по монтажу автоматизированной системы учета и регулирования потребления воды и тепла в 1550 многоквартирных домах. В 2018 году в автоматизированную систему сбора и передачи данных выводятся показания по 2198 прибору учета ХВС, ТЭ и ГВС.

Становятся более «умными» транспорт, улицы и общественные пространства:

- В г. Чебоксары внедрена система мониторинга транспорта на основе сервера мониторинга Центра диспетчеризации пассажирского транспорта (платформа Wialon) и бортового навигационного оборудования транспортных средств ГЛОНАСС/GPS.  Всего в системе зарегистрировано более 1000 ТС (пассажирских, школьных автобусов, техники муниципальных дорожных служб);

- с 2013 года в г. Чебоксары функционирует информационная транспортная система «Умный транспорт» (установлено 91 информационное остановочное табло, планируется в 2019 г. Установить дополнительно 40 табло, действует интернет сервис «Общественный транспорт г. Чебоксары» www.buscheb.ru) с возможностью получения прогноза прибытия пассажирского транспорта в режиме онлайн на любую остановку города, а также прокладки маршрута следования на общественном пассажирском транспорте из любой точки города. Данный сервис доступен так же с мобильных устройств;

- автоматизировано управление наружным уличным освещением (АСУ «Горсвет»). Автоматизированная система позволяет осуществлять управление и  осуществлять дистанционный контроль состояния сетей уличного освещения;

- внедрена Автоматизированная система управления светофорными объектами АСУДД «Вектор». Создан Центр управления дорожным движением.  В систему АСУДД подключены 60 светофорных объектов из 120. Работы по уширению перекрестков и внедрение АСУДД позволило снизить образование заторов, а также увеличить их пропускную способность дорог на 15%;

Созданы и активно используются горожанами  цифровые инструменты для участия наших жителей в принятии решений по вопросам городского развития:

- В 2018 году в г. Чебоксары запущен Портал электронных референдумов «Открытый город» www.og21.ru  (по аналогии с порталом «Активный гражданин, г. Москва). На данный момент на нем зарегистрировано более 13 тыс. пользователей, проведено 38 голосований, принято около 26 тыс. мнений.

- Портал «Народный контроль» nk.cap.ru - механизм общественного контроля, изучения мнения граждан, мониторинга актуальных проблем населения и формирования единого информационного поля для обсуждения вопросов общественно-политической жизни Чувашской Республики.

В  феврале наш город  посетил с рабочим визитом заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России,  руководитель проекта «Умный город» - Андрей Чибис. В ходе визита он изучил функционирующие элементы инфраструктуры «Умного города» в Чебоксарах,  посетил созданные объекты городской среды. Андрей Чибис высоко оценил проделанную нами работу и отметил, что сделать Чебоксары по-настоящему городом будущего – в наших силах».

22 февраля в Чебоксарах открылась стратегическая сессия «Умный город» под его руководством. Особо хочется отметить,  что это вторая в России (после г.Сочи) – стратегическая сессия по проекту «Умный город».

Ее цель -  выявить проблемы, расставить  приоритеты  и решить задачу по трансформации  нашего города  в  город с высоким качеством жизни, внедрить современные цифровые и инженерные технологические решения.

С учетом проделанной на сессии работы, экспертных оценок и заключений – нами была оформлена заявка на участие муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики в отборе муниципальных образований по реализации пилотных проектов по апробации передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства.

13 марта г. Минстроем России принято решение об одобрении заявки и включении г. Чебоксары в перечень пилотных муниципальных образований в соответствии с приказом Минстроя от 04.02.2019 г.

14-15 марта в г. Калуга состоялся  Международный форум «Умный город. Инструкция по применению»,  который был организован при поддержке Минстроя России.

В ходе этого форума была представлена Концепция Умных городов России и подписаны первые соглашения о реализации пилотных проектов на территории Российской Федерации.

Администрацией города Чебоксары при поддержке Главы Чувашской Республики было заключено с Минстроем России Соглашение о реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства  на территории муниципального образования в рамках ведомственного проекта Минстроя РФ по цифровизации городского хозяйства «Умный город».

В рамках заключенного соглашения в течение 30 дней будет согласована и утверждена дорожной карты реализации пилотного проекта.

Проект дорожной карты, разработанный администрацией города Чебоксары, предусматривает реализацию базовых и дополнительных мероприятий в соответствии со стандартом «Умного города» на сумму 790 500 тыс. руб.,  в том числе за счет внебюджетных средств – 464 180 тыс. руб.

Особо хочу отметить,  что Стандарт «Умного города» не является закрытым. Это перечень минимально необходимых мероприятий,  реализация которых позволит муниципальному образованию считаться «Умным». Он может дополняться как новыми мероприятиями, так и новыми направлениями в развитии «Умных городов». Минестроем России принято наше предложение о включение в перечень новых направлений  - Цифровое образование, отсутствующее до сих пор в Стандарте.

По направлениям:

  1. Городское управление – 76 500 т. руб.,  в т.ч. внебюджет 2 000 т. руб.;
  2. Умное ЖКХ – 231 584 т.руб., в т.ч. внебюджет 231 584 т. руб.;
  3. Инновации для городской среды – 214 000 т.руб., в т.ч. внебюджет – 200 000 т. руб.;
  4. Умный городской транспорт – 45 350 т.руб., в т.ч. внебюджет 12 000 т.руб.;
  5. Интеллектуальные системы общественной безопасности – 130 000 т. руб.;
  6. Интеллектуальные системы экологической безопасности – 17 500 т. руб., в т.ч. внебюджет – 15 000 т. руб.;
  7. Туризм и сервис – 10 500 т. руб.;
  8. Цифровое образование – 65 096 т. руб., в т.ч. внебюджет – 3 096 т. руб.

 

 

Результаты  реализации мероприятий пилотного проекта:

 I. Городское управление

Улучшение качества жизни граждан и качества управления городом через активное вовлечение жителей в решение вопросов городского развития посредством цифровой платформы, обеспечивающей участие в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства,   дистанционное обращение граждан с заявлением, контроль исполнения поступивших заявлений, дистанционное обращение граждан с частной инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития и т.д.

Своевременное обнаружение и устранение возникших сбоев в работе коммунального хозяйства, увеличение скорости реакции на проблемы, повышение прозрачности принимаемых решений.  Принятие эффективных мер по совершенствованию деятельности городских служб.

 Организация прозрачного и понятного процесса совместного управления городом на ключевых организационных стадиях – подача идей, принятие решений и контроль за исполнением

 

  1. Умное ЖКХ

Сокращение уровня потерь коммунальных ресурсов, сокращение сроков устранения аварий. Обеспечение достоверности данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов и уровне их потерь.

Обеспечение возможности формирования гибкой тарифной политики с использованием фактических данных о потреблении.

Стимулирование сокращения потерь коммунальных ресурсов.

Применение сведений автоматизированного учета потребления коммунальных ресурсов для выявления фактов их несанкционированного потребления.

Обеспечение оперативного исполнения заявок потребителей и повышение качества работы  управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Снижение административных затрат на предоставление информации, направление ответов и разъяснений потребителям

Снижение затрат участников рынка ЖКХ на обработку и ведение данных о параметрах объектов поставки коммунальных ресурсов и услуг, формирование, печать и доставку платежных документов по улсугам ЖКХ, снижение затрат времени собственников объектов.

  1. Инновации для городской среды

Обеспечение надлежащего уровня освещенности городских улиц, снижение уровня криминогенности. Снижение расходов на оплату электроэнергии. Улучшение архитектурного облика города, повышение его туристического потенциала. Заключение энергосервисного контракта.

Повышение уровня комфорта городской среды, обеспечение оперативного реагирования по устранению последствий погодных явлений и аварийных ситуаций за счет внедрения системы автоматического контроля за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники.

Повышение социальной активности граждан, увеличение туристической привлекательности города за счет развития сети связи «Городской WiFi»

  1. Умный городской транспорт

Повышение безопасности граждан - участников дорожного движения и пешеходов. Снижение загруженности транспортной инфраструктуры и количества дорожно-транспортных происшествий. Пополнение бюджета за счёт штрафных санкций на нарушителей правил дорожного движения. Оперативное обеспечение отслеживания передвижений  транспортного средства при необходимости проведения розыскных мероприятий. Возможность эффективного планирования развития дорожно-транспортной сети муниципального образования

Повышение эффективности использования парковочного пространства. Снижение количества нарушений правил парковки, стимулирование использования общественного транспорта

Повышение общественной безопасности, туристической привлекательности и удобства граждан при использовании общественного транспорта. Улучшение облика городской инфраструктуры

Внедрение интеллектуальной транспортной модели муниципального образования

  1. Интеллектуальные системы общественной безопасноси

Повышение уровня безопасности, уровня раскрываемости преступлений, оперативности реагирования правоохранительных органов и городских служб экстренной помощи

Повышение уровня безопасности граждан, предупреждение возможности наступления чрезвычайных происшествий и аварийных ситуаций

  1. Интеллектуальные системы экологической безопасности

Обеспечение бесперебойной работы по вывозу твердых коммунальных отходов. Повышение эффективности деятельного регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов,

Повышение уровня экологической безопасности, обеспечение контроля за состоянием качества воды.  Повышение уровня привлекательности города для проживания граждан

  1. Туризм и сервис

Повышение уровня туристической привлекательности, развитие социальной активности граждан, повышение интереса к культурным мероприятиям, привлечение инвесторов по развитию туристической индустрии

IX  Цифровое образование

Повышение качества среднего образования. Обеспечение индивидуального выбора каждым ребенком траектории образования, создание базы цифровых уроков по различным предметам, создание единого цифрового пространства для проведения семинаров ,уроков,  совещаний, общегородских  родительских собраний с использованием технологий ВКС, взаимообмен лучшими практиками с другими регионами РФ, визуальная система дистанционного обучения всех участников образовательного процесса (ученик,  педагог,  родитель), родители (законные представители) получают открытый доступ к цифровой системе образования. Объединение цифровых ресурсов всех образовательных учреждений в единую информационную систему.

 

Умный город – город,  удобный для людей!