Оценка регулирующего воздействия и экспертиза НПА Антимонопольный комплаенс Бесплатная юридическая помощь Список должников объявленных в розыск по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей Прокуратура г.Чебоксары Противодействие коррупции О планируемых к строительству социальных объектов в новых микрорайонах города Чебоксары Комплексная безопасность жизнедеятельности населения О новой коронавирусной инфекции О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти Муниципальная избирательная комиссия Животные без владельцев Торги Сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории города Чебоксары Экономическая перепись малого бизнеса за 2021 год Городская комиссия по бронированию граждан, прибывающих в запасе ВС РФ Городской совет по делам национальностей

Экономическая перепись малого бизнеса за 2021 год

О проведении сплошной экономической переписи в 2021 году

 

Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства периодически (1 раз в 5 лет) проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это комплексное федеральное статистическое обследование предусматривает сбор экономических показателей о деятельности малого бизнеса.

Цель сплошного наблюдения - формирование официальной статистической информации, содержащей комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП), для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом распределении. Результаты сплошного наблюдения позволят оценить степень успешности реализуемой государственной политики по развитию субъектов МСП и выполнения задач, обозначенных Президентом Российской Федерации по повышению роли малого и среднего бизнеса в экономике страны, региона, муниципального образования.

Необходимость проведения сплошного наблюдения связана с тем, что используемый в межпереписной период выборочный метод наблюдения имеет,  как преимущества, так и ограничения.

Преимущества заключаются в том, что выборка позволяет снизить нагрузку на респондентов и обеспечить получение оценок по основным параметрам сектора малого предпринимательства.

Ограничения связаны с тем, что объем и детализация информации регламентируются необходимостью обеспечения репрезентативности оценок на основании данных выборочного обследования. Отсутствие необходимых показателей не позволяет обеспечить возможность подробной детализации по видам экономической деятельности, муниципальным образованиям, товарным структурам производства и продажи и др.

За истекший со времени предшествующей экономической переписи 2016 года период произошли изменения законодательной и методологической основы обследований:

- увеличена возможная доля в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства крупных и иностранных предприятий с 25 до 49%;

- изменен перечень показателей - критериев МСП:

  • «средняя численность работников» на «среднесписочную численность работников»;
  • «выручка от продажи» на «доход от предпринимательской деятельности;

- создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъектами МСП в соответствии с федеральным законодательством могут быть признаны только хозяйствующие субъекты, включенные Федеральной налоговой службой в  единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.  

На территории Чувашской Республики сплошному наблюдению согласно актуализированным данным на 1 января 2021 года подлежат обследованию:

13 241 малых и микропредприятий - юридических лиц (включая потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) ;

30 542 индивидуальных предпринимателя.

Для сравнения, в межпереписной период в прошлом году выборочным методом обследовалось всего 1144 малых предприятия (форма № ПМ, выборка 79,7%), 3075 микропредприятий (форма № МП-микро, выборка 23,2%) и 2746 индивидуальных предпринимателя (форма № 1-ИП, выборка 13,9%).

Именно поэтому, результаты сплошного наблюдения объектов МСП это единственный источник:

- данных для формирования информации по фактическому основному виду деятельности, дополнительных фактических видах деятельности;

- сведений о месте фактического осуществления  деятельности МСП в муниципальном разрезе (используется для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607);

- по показателям, по которым выборочный метод не позволяет получить представительный результат (основные средства и инвестиции в разрезе фактических видов деятельности и фактического местонахождения (включая сведения по ИП)).

В ходе проведения сплошного наблюдения МСП органы статистики получают информационную базу для:

- расчета показателей национальных проектов (например «доля МСП в валовом региональном продукте»;

- определения базисных пропорций по экономическим показателям деятельности МСП в период между проведениями сплошных наблюдений в целях повышения представительности оценок по данному сектору экономики и по параметрам функционирования экономики в целом в период между проведениями сплошных наблюдений;

- уточнения экономически активных субъектов хозяйствования;

- создания актуальной основы для скоординированной системы выборочных обследований по широкому спектру проблем; расширение практики применения выборочного метода наблюдения за данным сектором экономики в целях оптимизации нагрузки на респондентов по представлению ими информации в адрес государства.

Приказом Росстата от 17 августа 2020 г. № 469 утверждены формы сплошного обследования малого бизнеса, сбор по которым позволит получить информацию о территориальном размещении, занятости, результатах производственной деятельности, наличии основных средств и осуществленных инвестициях. Система показателей, предусмотренных в данных формах обследования, дифференцирована в целях оптимизации нагрузки на учетный персонал и соответствия первичному и бухгалтерскому учету и содержит не только показатели, характеризующие собственные ресурсы и финансово-экономические результаты, но и, как уже упоминалось, позволит оценить вклад сектора МСП в макроэкономические показатели.

Срок предоставления сведений субъектами малого предпринимательства – до 1 апреля 2021 года.

Методы получения информации:

  • с использованием технологии WEB-сбора;
  • путем самостоятельного заполнения форм в электронном виде респондентами в сети Интернет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (до 1 мая 2020 года);
  • путем самостоятельного заполнения и предоставления в территориальный орган статистики форм на бумажном носителе.

В целях формирования полных и достоверных данных сплошного наблюдения необходимо:

обеспечить полноту охвата субъектов МСП;

сформировать положительное отношение малого бизнеса к предстоящей переписи;

обеспечить высокую активность респондентов;

полноту и качество предоставляемых ими сведений.

Однако, учитывая высокую мобильность сектора МСП, низкую отчетную дисциплину, недостаточную экономическую и цифровую грамотность респондентов, отсутствие надежной адресной базы  для выполнения поставленных задач  требуется содействие со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обмена имеющейся информацией о субъектах МСП и информационной поддержки.

Необходимо обеспечить повышение осведомленности респондентов о:

  • целях и задачах сплошного наблюдения;
  • правовой обязанности участвовать в сплошном наблюдении;
  • возможных санкциях в случае отказа от участия в сплошном наблюдении (привлечении к административной ответственности и штрафах от 10 тыс.рублей);
  • гарантиях соблюдения конфиденциальности предоставленной информации;
  • выгоде от получения результатов сплошного наблюдения среди потенциальных пользователей в случае высокого участия и точности представленной респондентами информации.

Предусматривается, что информирование респондентов будет осуществляться через:

- Единый портал государственных услуг;

- Единую систему сдачи отчетности Росстата;

- АО «Корпорация МСП»;

- операторов электронного документооборота;

-размещение информационных материалов на официальных сайтах органов исполнительной власти всех уровней, общественных организаций, в СМИ.

Итоги сплошного наблюдения будут осуществляться в два этапа:

предварительные - в декабре 2021 г.;

окончательные - в июне 2022 г.

Публикации предусматривают детализацию в муниципальном разрезе с соблюдением конфиденциальности и по видам экономической деятельности.